murryc (murryc) wrote,
murryc

Булыжники и апельсины

Жизнь так устроена (у всех ли?), что время от времени откуда-то прилетают булыжники, часто без видимых причин. И очень редко бывает, чтобы булыжник сам разбился об лоб или чтобы стукнул в какое-нибудь неболезненное место. Но довольно часто бывает, что булыжник пролетает мимо.

Один из первых запомнившихся булыжников пролетел мимо меня, когда я ещё учился в школе. Я наискось переходил пустынную широкую улицу Долгобродскую, считая при этом мысленных ворон, когда у меня из-за спины в притирочку ко мне со страшным грохотом пронёсся трамвай. Из окна торчала вожатая и грозила мне кулаком. Чтобы попасть под трамвай, мне надо было сделать на полшага больше.

Но бывало, что вместо булыжника прилетал вдруг откуда-то апельсин. Так, по крайней мере, мне казалось. Но сейчас, вспоминая все подобные случаи, я убеждаюсь, что на самом деле не апельсины ко мне прилетали, а булыжники (или кирпичины) пролетали мимо.

Один из самых приятных сюрпризов был у меня во Внукове. Я сидел и ждал объявления о том, что рейс задерживается, а вместо этого пригласили на посадку.

Рейс этот был мне очень нужен. Я был в командировке в Москве, отлаживал программы для ещё не существовавшей ЭВМ. Машинное время нам давали обычно в третью смену, с нуля часов. Но тут не прибыли в Москву армяне, и мы получили время с 16-ти часов, а потом использовали и своё, с нуля. В восемь утра работу закончили, к девяти я добрался в гостиницу, и тут меня ждала телефонограмма: «Немедленно возвращайтесь: завтра в 15 часов на партбюро рассматривается ваш вопрос». Мой вопрос – это моя поездка за границу с докладом на международном симпозиуме. В партии я не состоял, но любая поездка за границу рассматривалась тогда на партбюро.

Телефонограмма пришла вечером. Если бы я не пошёл работать в армянское время, я поехал бы поездом и уже был бы в Минске. А сейчас надо было добраться из Коньково до Внукова и постараться купить билет на самолёт (а есть ли рейсы, есть ли места?). Погода была не то, чтобы совсем нелётная, но очень сомнительная.

Поездка на международный симпозиум у нас в НИИ была весьма нечастым событием, и ездили всегда академики или, по крайней мере, членкоры. А мне было тогда 25 лет, и степени ещё у меня не было. Это значило, что партбюро с большим удовольствием не подпишет мне характеристику на основании того, что я не явился на заседание. Подписать заочно или перенести заседание – это исключено. Партбюро у нас вело себя так, как будто это не они при НИИ, а учёные ими набраны для работ, которыми партбюро управляет. Надо обязательно успеть!

Билет я купил. Самолёт должен был прибыть в Минск около 14 часов. Но когда я отошёл от кассы и посмотрел в зал, я понял, что на партбюро я не успею. Зал был набит людьми. За окнами – низкие облака, моросит дождь.

Я сидел в зале и слушал время от времени объявления: «Рейс номер трам-там-там Москва-Рига задерживается по метеоусловиям аэропорта прибытия», «Рейс номер трах-тебидох Москва-Вильнюс задерживается по метеоусловиям аэропорта прибытия», «Рейс номер бум-бум-бум Москва-Киев задерживается по метеоусловиям аэропорта прибытия».

И вдруг: «Пассажиров рейса ах-ах-ах Москва-Минск просят пройти на посадку». Невероятно! В меня как будто метнули трёхкилограммовым ананасом.

Летели мы плохо. До последнего момента я не был уверен, что сядем в Минске. А вот симпозиум прошёл очень хорошо.

Долго я считал подарком судьбы то, что тот рейс не задержали и не отменили. Но ведь если разобраться – так никакого подарка не было, просто булыжник судьбы пролетел мимо.

Tags: СССР, воспоминание

• Клочки мыслей

Не помню, где и у кого был раздел "Непричёсанные мысли". Я непричёсанных мыслей не публикую. Но остаются на расчёске клочки... Вот…

• Что там, за городом

Стемнело - и вернулись. При большом желании можно было не возвращаться: дом стоит, дрова есть, свет есть. Но верховодка в скважине плохая, пахнет…

• Праздник в кулуаре

Праздник прошёл, можно о нём непразднично вспомнить. Я последнее время писать стал с перерывами по два-три дня. Причина - безделье. Ничего не делаю,…