5. Откуда имя?
Старое название Минска – Менск. В школе нас учили, что название это образовалось от слова «менять». Якобы торжище здесь было, базар регулярный.
Я совершенно уверен, что это не так. Причин две. Во-первых, ни в одной летописи я не нашёл какого-либо сходным образом сформированного названия. По правилам и понятиям тогдашнего старорусского языка слово «мена» не обозначало, по-видимому, купипродайскую деятельность.
А во-вторых, чем был Минск при первом упоминании о нём (1067 год, ПВЛ)? Торговые пути через Минск не проходили. Минск был мелкой сторожевой крепостью на границе Киевского объединения. Удельным центром для Минска был тогда Заславль (он и сейчас есть, город, в
Чаще всего города назывались по имени рек. Причём, если город стоял при впадении малой реки в большую, он назывался по имени малой реки. Река Менка неподалёку есть, город у её устья естественно мог получить имя «Менск». Но до Менки
Прочитаем теперь ПВЛ. В 1067 году полоцкий великий князь Всеслав Брячеславович начал войнишку против киевских земель. Три брата Ярославичи (его родные племянники, между прочем) выступили в ответный поход. В ПВЛ сказано, что они сожгли Минск, перебили в нём мужчин, взяли в плен женщин и детей а затем пошли к Немиге, где и состоялась та, упомянутая в «Слове» битва. Но Минск и так стоял на Немиге, зачем было к ней идти и сколько дней (часов?) шли туда братья с войском? Дату битвы на Немиге летописец (его принято называть Нестором) называет: 3 марта, а дату взятия Минска – нет. Ясно только говорит, что к Немиге от Минска шли. Но то, обнаруженное археологами укрепление и так стояло на берегу Немиги.
Казалось бы, ясно: старый (то есть, первоначальный) Менск – это городище на Менке (такое есть). Его и сожгли. А укрепление у Немиги не попало в Летопись. Его тоже сожгли. Когда после войны (Всеслава сначала разбили, потом обманом захватили и посадили в тюрьму в Киеве, откуда его во время восстания выпустили и сделали временно киевским князем – но это уже другая история) люди заново стали отстраиваться, восстановлено было принемигское укрепление, которое и получило имя «Менск», так как Менск до разрушения был, по-видимому, более значительным городом. Случай, в истории частый.
Но история – наука нелогичная и неточная. Принято, например, верить первоисточникам. Если доказано, что рукопись не поддельная, то ей верят. Но ведь не доказано, что в ней верные факты. Летописец мог ошибиться: Нестор наверняка сам не был в Минске. Пользовался он какими-то другими источниками, а возможно – устными рассказами. Память часто подводит. Пример из предыдущего рассказа: я точно видел название «здановiчы» в 1962, но его точно не было в 1974. Но когда именно его убрали? Разница в 12 лет! Я проезжал там каждый год и помню, как табличку сняли, но не помню, в каком именно году. Возможно, Нестор или тот, чьей рукописью Нестор пользовался, также слушал рассказы очевидцев.
И конечно же ложь могла попасть в рукопись сознательно при написании или при переписывании. (В данном случае это маловероятно).
В общем, я всё-таки сторонник реки Менки.
Последний вопрос: почему «Минск»? Откуда буква «И»? А от поляков. Россия присоединила Белоруссию в 1793 году как часть Польши, и правящую хевру в основном сохранила старую, польскую. Белорусский язык (наиболее близкий к старорусскому, намного ближе, чем современный русский, кто не верит – почитайте ПВЛ) самостоятельным языком, в отличие от польского, не считался. После революции была попытка восстановить старое название: «Менск», но после Войны было как-то не до того, а сейчас – привыкли. Я тоже привык. Пусть будет Минск.
(Продолжение будет, если не набросают много работы, а то сегодня уже набросали)