murryc (murryc) wrote,
murryc
murryc

Categories:

Бенгалец

Не знаю, как у кого, а у меня разговоры с иностранцами (если не по работе, конечно) всегда получаются какими-то искусственными, как будто мы оба играем какие-то придуманные роли. И сам говорю не то, что думаю, и ответам не верю, что они искренние. Желания врать и лицемерить нет, но не удаётся сказать точно именно то, что хотел сказать. Приходится упрощать, огрублять – в общем, какой-то обмен постулатами получается вместо разговора. И ответы слушаешь – какие-то они упрощённые, примитивные. И кажется, что собеседник хотел и мог сказать намного больше, но не решился и что-то вроде притчи рассказывает.

Но иногда получается очень выразительно. Может быть, потому, что если бы использовать весь возможный лексикон, то не получилось бы так ясно и просто, а тут пришлось упростить и, соответственно, усилить.

9 марта весь вечер с бенгальцем объяснялся. Пригласил меня совершенно неожиданно в гости старый приятель. Я у них в НИИ когда-то давно лекции читал, ещё по Фортрану, потом базы данных им генерировал. Не виделись мы давно, и я предложение принял. Компания была приличная и в меру большая: 9 человек. Но делать мне там было абсолютно нечего: и захотел бы с кем поговорить, так не разбираюсь я ни в чём, что они обсуждали, да и их проблемы меня не трогали. Нормальные люди, претензий к ним у меня нет и не о деньгах они говорили (ну, точнее, не только о деньгах), но не всё меня в жизни интересует, и не во всём я разбираюсь.

Единственный человек, с которым интересно было поговорить, был бенгалец, он у них в НИИ что-то делает, что именно – я разобрал, но здесь это значения не имеет. Бенгальцу я не докучал, он сам ко мне пристал с вопросами, ну а я в долгу не остался. Разговорный английский я без практики здорово подзабыл, но бенгалец по-русски изъяснялся вполне сносно. Так и изъяснялись на двух языках. Ну и получалось у нас что-то вроде обмена постулатами. И нет бы о конкретных вещах: как там, например, автобусы ходят, что едят на завтрак, есть ли такое понятие как пенсия. Нет, всё как-то в философию пошло. А хотелось мне его спросить, есть ли ещё лес в Бенгалии или уже всё распахано, есть ли там горные участки и т. д. А он меня всё о жизни нашей спрашивал, но не о ценах и товарах, а есть ли у нас любовь, по любви ли у нас женятся, да как детей воспитывают, и так далее, не помню всего.

Из того, что мы обсуждали по философии, он подкинул мне интересный постулат: весь буддизм, включая и тантру – это религия без бога, чем и отличается от иудаизма с его христо-мусульманскими ответвлениями. В буддизме отсутствуют и бог-творец и бог-управитель, многочисленные духи – просто слуги судьбы, которая не управляется никем.

А по моей персоне он тоже выдал интересный постулат: «Ты приобрёл много знаний и умеешь видеть суть вещей, но это не даёт тебе мудрости, потому что ты не избавился от суетных желаний, и ты даже не видишь необходимости от них избавляться». Интересно, это – комплимент, или наоборот? Я спросил его, какие желания он считает суетными, и суетно ли желание познать мир. Желания мои он указал правильно, только я их суетными не считаю. А вот о желании познать мир мы спорили потом очень долго (трудно спорить с иностранцем): что считать познанием мира. Удивило меня, что бенгалец, будучи специалистом в естественных науках, наивысшими науками считает психологию и этику. Про историю он сказал очень нехорошо, именно так, как она того заслуживает. Иван Ефремов, напоминаю, историю считал главной наукой, но он, наверное, имел в виду какую-то абстрактную историю, которая, возможно, и придёт когда-нибудь на смену нынешней продажной псевдонауке.

В заключение он меня огорошил вопросом: «А что ты делаешь здесь, среди мёртвых людей?». Я сделал вид, что не понял. Я спросил его, что он здесь делает. Бенгалец опять меня удивил. Он пожал плечами и сказал: «Я – суетен. У меня здесь очень конкретная цель. Я хочу жениться на младшей сестре хозяина и остаться работать у вас. Гражданство я принимать не буду и уеду потом куда-нибудь с женой или без жены. В Бангладеш я возвращаться не хочу». Вот такие приземлённые цели у философствующего бенгальца.

Tags: люди-человеки, социум, философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments