Как часто повторялось это название в юморесках и псевдоюморесках советского периода, как часто его трепали хохмачи с эстрады!
Увидел вчера в магазине банку со знакомым названием и купил. Банка хоть и со старым названием, но нового дизайна. Пока не пробовал. Попробую обязательно. Но вкус сравнить не смогу, не ел я бычков в томате ни разу, только с эстрады про них слышал, да в «Крокодиле» читал. В нашем городе их не было, у нас самыми дешёвыми консервами был «Частик в томатном соусе», стоил он 55 копеек банка. Камбала в томате стоила ещё меньше, 45 копеек, а килька в томате с овощами - так и всего 33 копейки, но традиционной дешёвой закуской был именно частик: его всюду было полно.
С частиком у меня связано одно из самых неприятных юношеских воспоминаний. Было мне лет 13 или 14. В ларьке физкультурного лагеря покупал я разные продукты: хлеб и ещё что-то. И обсчитала меня тётка, посчитав за банку частика 95 копеек вместо 55-ти (чек она дала). На что я ей и указал. И не ей стало неприятно (может и стало, да она виду не подала), а мне. И очередь на меня смотрела осуждающе и даже какие-то замечания отпускали (в точностью не помню). Это же надо, мальчишка старой тётке, хозяйке ларька, перед которой все спортсмены заискивали, - и указал, что она его обжулила! Ах-ах, на 40 копеек (между прочем, это тогда было 2,5 кг хлеба).
Вот такой частик в томате. До сих пор неприятно. Не ошиблась она, намеренно обсчитала, но почему-то все ей сочувствовали, а не мне.
Много позже у меня другой случай был. В гастрономе самообслуживания около нашего дома две кассирши взяли моду обсчитывать чуть ли не каждого молодого человека на 5, 10, иногда даже всего на 3 копейки. Дань, так сказать, брали. Но я был уже не юноша, я раз за разом поднимал скандал. Специально становился к одной из них, тщательно проверял чек и громко на весь магазин вещал: «Вы никак не можете меня запомнить, вы никак не можете уяснить, что меня обсчитать вам не удастся. Зовите заведующего и несите жалобную книгу. Ну и что, что всего десять копеек? Вора судят за факт воровства, а не за количество украденного. Ах, вы ошиблись? Но вы опять ошиблись и опять в свою пользу. Ищите другую работу». И после где-то четвёртого скандала эти кассирши исчезли. Но это было много позже, а частик в томате – остался одним из самых неприятных воспоминаний.