murryc (murryc) wrote,
murryc
murryc

Categories:

Волшебные сказки по-белорусски

В эти выходные в своём маёнтке мне пришлось много косить: трава растёт сейчас хорошо, а у меня вместо сада и огорода лужайка. Триммером я пока не обзавёлся. И вот, натачивая очередной раз косу, я вспомнил одну белорусскую сказку, которая ответит на вопрос: чем же отличается белорус от русского.

Кому не интересно – может не читать.

А почему это может быть кому-либо интересным?

А вот почему. Про Белоруссию в СМИ, включая Интернет, вранья полно. Можно сказать, почти одно враньё и есть. Часто встречается, что вроде бы всё и правда, но если только это читать – представление будет не то, чтобы неполным, а неверным. Точно перечисляются внешние признаки, но упускается нечто главное. Если отбросить заказные материалы (а их, кажется, большинство), то во всех остальных обязательно одна из двух ошибок:

- Одни считают, что разницы между русским и белорусом вообще никакой нет, и Белоруссия – исторический казус, искусственно проведённые границы и различное государственное устройство, не более того.

- Другие считают, что русские и белорусы – два совершенно разных народа, искусственно сведённых вместе, которым приписана общая история. Мне встречалось довольно много работ, где всерьёз доказывается, что белорусы и не славяне вовсе. А есть работы, где доказывается, что это белорусы-то и есть славяне, а русские – давно уже не славяне.

По правде говоря, я не всегда понимаю, действительно автор так думает, или чей-то заказ отрабатывает, или хочет прозвучать своей собственной теорией.

Я обещал сказку, которая указывает на главное различие, но сначала расскажу случай из жизни о том, что заблуждаться можно искренне. Мама моя москвичка. Работала по распределению в Иркутске. Там познакомилась с моим отцом и приехала с ним в Минск. Дело было до Войны. В Минске тогда жило много евреев. В районе Немиги висели вывески на идиш, а у домохозяек принято было на улице громко обсуждать свои проблемы опять-таки на идиш. И вот после нескольких дней в Минске мама спрашивает отца (чему были свидетели, которые с большим хихиканьем мне это рассказывали): «Слушай, а почему я ничего не понимаю по-белорусски? Говорят, что близкий язык, а ничего не понятно. И на вывесках ничего не разберу: буквы какие-то не наши и не латинские». Вот таков был уровень знания о братских народах у москвичей. Мама моя к тому времени химический факультет МГУ окончила. У многих моих знакомых москвичей уровень знаний о других народах и сейчас не выше.

Ну, вот обещанная сказка.

Начало – самое обычное. Молодой парень сватается к дочке колдуна. Колдун даёт невыполнимые задания, но дочке колдуна приглянулся этот парень, и она помогает ему выполнять задания. Всё как обычно, но в то же время совсем не так.

- Вот, дал твой отец новое задание. Надо за ночь скосить весь этот лужок и сено в стог сметать. Невозможно, не успею я. Пропала моя головушка.

- А я тебе помогу. Ты начинай. Я как все заснут, сюда приду. Ты будешь косить, а я – подгребать. Так до утра и успеем.

Вот так. Никаких волшебных кос, помахиваний платком, никаких троих из ларца и чудесной щуки.

В Белоруссии не бывает природных катаклизмов. Все катаклизмы рукотворные и все из-за бугра: война, Чернобыль, перестройка.

Но в Белоруссии нет и кладов. Не зарыты кубышки с золотом, не бьют нефтяные фонтаны, нет даже железной руды.

Земля здесь бедная. Высокий урожай без труда невозможен. Но катаклизмов нет, поэтому сколько сделаешь – столько и будет, не больше и не меньше, без труда ничего не будет, но труд не пропадёт.

Конечно, ошибочно думать, что всякий белорус только и старается, что трудиться. Вовсе нет. Многие очень даже не прочь украсть. Но все они, и воры тоже, знают, что богатство не может возникнуть само, без труда. Поэтому белорус знает: Абрамович – вор, Прохоров – вор, Дерипаска – вор, и так далее. Доказательств для этого не надо, белорус уверен, что миллиард не заработать трудом.

Рисковать здесь не любят по самой обыкновенной причине: здешний труд не требует риска. Пахать - это не рыбу ловить, не проезжих грабить, не на китов охотиться и не золото искать. Во многих случаях быстро принятое решение важнее правильно принятого. Но только не здесь. Жизнь на бедной земле без полезных ископаемых не терпит риска и надежды на фарт. Здесь нужен упорный труд и размышления.

Не полезет белорус на рожон. Рвать рубашку на груди? А если она всего одна? Вторую из-за бугра не пришлют, фонтаном из земли не выбросит. Ломать того, что уже стоит, здесь не будут. Сохранят то, что есть, а потом достроят ещё.

Вот такой менталитет.

Tags: социум, умствование
Subscribe

  • Исчезли солнечные дни...

    Фото - просто бордюр, демонстрация наших типичных закрытых ландшафтов. Заголовок дословно понимать не надо, пост не о погоде. Но начну с погоды. В…

  • Зреют яблоки, движутся лето и жизнь

    Было дело, лязгнула затвором Перестройка. Научно-производственное объединение наше разогнали, и моя работа по созданию экспертной системы…

  • Расцвела чуча

    Это, конечно, не чуча. Это - клевер полевой, который мы в детстве называли "Заячьи подушечки". И цветёт он уже давно. А чуча? Цветы на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments

  • Исчезли солнечные дни...

    Фото - просто бордюр, демонстрация наших типичных закрытых ландшафтов. Заголовок дословно понимать не надо, пост не о погоде. Но начну с погоды. В…

  • Зреют яблоки, движутся лето и жизнь

    Было дело, лязгнула затвором Перестройка. Научно-производственное объединение наше разогнали, и моя работа по созданию экспертной системы…

  • Расцвела чуча

    Это, конечно, не чуча. Это - клевер полевой, который мы в детстве называли "Заячьи подушечки". И цветёт он уже давно. А чуча? Цветы на…