Я давно (очень давно) не писал ничего про работу. Всё про лес, про цветы да про кошек. А работа-то тем временем идёт. И на этой работе я получаю деньги, на которые езжу в лес, развожу цветы и кормлю кошек.
Работа… В детстве, да и в юности, я не представлял, как много она значит в жизни. Но жизнь без работы я уже тогда не представлял. И не представлял для себя никакой другой работы, кроме научной. Разве только ещё исследователем-путешественником. Очень хотел стать исследователем-путешественником, но я даже не пытался это сделать, все мои усилия в последних классах школы и в университете были к тому, чтобы стать кабинетным учёным.
И надо же! Работу я получил такую, что первые 15 лет проводил в командировках не менее половины времени. Вот тебе и кабинетный учёный! Да только командировки у меня были не в лес, не в горы и не на экзотические острова, а всё по крупным городам. Так что жизнь я знаю очень выборочно. И работу такую, которая бы не нравилась, которой не хотелось бы заниматься, от которой хотелось бы уклониться – я тоже не знаю. А у большинства людей работа, кажется, именно такая. Так мне ли их учить жизни?!
Так что же такое научная (для меня – научно-инженерная) работа? Когда нахваливают прелесть занятия наукой, то упирают обычно на познание нового. Но прелесть-то вовсе не в том. Прелесть в том, что в науке легче всего сконструировать, создать нечто новое, нечто свое. При этом не требуется природного таланта, как для занятия живописью, музыкой, литературой, наконец. Наука - это возможность творчества для неодаренных. А видеть в науке лишь возможность познания - это, между прочем, ещё и эгоистично и безнравственно.
Программирование для меня не было предметом исследования, а было всего лишь инструментом. Но лязгнула затвором перестройка – и отрасль где я работал, оказалась в нашей стране уничтоженной. Что делать? Бросать страну? Фиг вам! Это – моя страна. Кому здесь не нравится – катись, рубль на дорогу дам, только чтоб не возвращался!
Но самому надо чем-то заняться. Представьте себе конструктора автомобилей. И вдруг – закрывают не только КБ, но и сам завод. Что делать? Ответ очевиден: если не эмигрировать, то либо идти на станцию техобслуживания, либо в шофёры. Вот так и у меня получилось. Сижу, программирую, проектирую базы данных, эксплуатирую базы данных.
А что такое программирование? Программирование по форме - ремесло. Ремесло в лучшем смысле, ремесло, которое сродни и работе, и науке, и искусству. Программист – это и архитектор, и строитель в одном лице. При этом он имеет то преимущество, что может улучшать и переделывать свое творение, не разрушая его и даже не выводя из эксплуатации. Из всех форм творчества программирование наиболее полно сочетает прикладную значимость сделанного и возможность его переделки. Конечно, программирование – далеко не для всех творчество. Но ведь и живопись, и архитектура, и музыка – тоже.
Последние две недели работа разнообразная и сложная: и переделка tpl на html, и агенты для Лотус-Ноутс на Lotus-script, и процедуры для Лотус-представлений на @-языке, и переделка фреймов, и рисование баннеров фотошопом. Но это всё – совсем не та работа, которой я занимался до перестройки. Это – баловство, которое не мешает читать френл-ленту ЖЖ и обдумывать посты.
А иллюстрация эта украдена мной в интернет пару лет назад. Понравилась.