murryc (murryc) wrote,
murryc
murryc

Categories:

Фрукты мыслей

Всё у меня пошли в журнале кошки, кошки, кошки… Кошки, конечно, создания тёплые. Но есть ещё много чего в жизни, не всё ж с кошками мурлыкать…

Упорядочивал свой архив, открыл старый файл 1987 года. Ага, 1987-го! Называется «Фрукты мыслей». Это – обратный перевод через английский от «Плоды раздумий». Но это – не творение Толстого с братьями Жемчужниковыми, это плоды моих тогдашних раздумий. Плоды эти были опубликованы в 1991 году в журнале «Человек и экономика» №1-2-3. Но журнал малотиражный, да и давно было.

Очень давно было, в 1987. Но перечитал – вполне современно. И решил одну главу поместить в свой журнал. Под катом.




5.  СОЦИОФРУКТЫ

5.1. В жизни человек выступает как труженик, как потребитель и как личность. В нашей стране, да и в других странах тоже, отсутствуют структуры власти, управления или учёта, рассматривающие человека во всех этих качествах одновременно.

Во всех отраслях существуют развитые структуры, в которых человек рассматривается  как  труженик,  как  составная  часть  трудового  процесса.

Структуры,  где человек рассматривается как потребитель, достаточно развиты но в них во всех без исключения смещены акценты с потребителя на  производителя  товаров или услуг.  Как правило, назначение структуры при этом полностью извращается, и система служит интересам работников отрасли, а не потребителей её  продукции.

Структуры, где человек рассматривается как личность, вне связи с его участием в производстве или в потреблении, развиты исключительно слабо, причем эти структуры создавались не государством и, чаще всего, при его противодействии.

5.2. Неосознанная необходимость может кое-кому показаться свободой, хотя таковой и не является. А вот как можно назвать свободой осознанную необходимость - просто в голове не укладывается.  Конечно, полной свободы не существует ни в природе, ни в обществе (как и полной демократии), и важным количественным показателем мудрости (человека, партии, общества) является умение определить, где - свобода, а где - необходимость. А марксистское выражение «свобода – осознанная необходимость» - это задуривание головы.

Я бы сказал, что вся окружающая среда делится на свободу и необходимость.  При этом  знание необходимости составляет половину мудрости, а вторую половину составляет  умение  пользоваться  свободой.

5.3. Марксом было сказано (и много раз отвечено на экзаменах),  что перед тем, как заниматься политической деятельностью, людям надо есть, где-то жить и носить одежду.  Какой механицизм!  Наоборот:  людям для того чтобы есть, где-то жить и носить одежду - надо заниматься политикой (не обязательно всем, но некоторой их части).

И уж совсем неверно, что сначала надо удовлетворить материальные запросы, а затем браться за удовлетворение культурных. Никогда, никогда не будут  удовлетворены  материальные  запросы  некультурного человека…

5.4. Сумма  привилегий и равноправия - постоянная  величина. При этом не следует отождествлять равенство и равноправие. Более того, часто равенство есть следствие  нарушения  равноправия.

Т.е.,  чем  больше  привилегий,  тем  меньше  равноправия,  так  как  их  сумма постоянна.

5.5. "Кто был ничем, тот станет всем" - строки просто возмутительные. Нет, чтобы  равным со всеми, а то - "всем"!  Желание стать всем (не важно, из ничего или из чего-то)  совершенно исключает интеллигентность и совесть.

5.6. Нас учили,  что у пролетариата высочайшие нравственные и моральные качества. Какие же? Пролетарий не жаден, не склонен к накопительству, не религиозен,  не имеет местнического патриотизма, не склонен к национализму... Но это всё "не". Это отсутствие нехороших качеств, а не наличие хороших. Что же без "не"? Взаимопомощь, трудолюбие? Они есть не только у пролетариата. Да и не надо говорить о трудолюбии пролетария? Часто он ненавидит свою работу, чего ни крестьянин, ни интеллигент, ни клирик позволить себе не могут. Даже бандит, банкир и мошенник любят свою работу.

Так что же ещё? Высокая культура? Духовность? Ой ли?

5.7. Один экономист с гордостью утверждал, что ничто человеческое ему не чуждо. А я с гордостью утверждаю, что есть сугубо человеческие, но совершенно чуждые мне вещи, как-то: курение табака, гомосексуализм, массовое помешательство образованных и считающих себя культурными людей вокруг Чумака,  Кашпировского  и  пришельцев...

Думаю, что и упомянутый экономист был чужд кое-чего человеческого, а фразу эту сказал или из позёрства, или по вполне конкретному случаю. Но холуи подхватили, бюрократы не разобрались – и нам её повторяли как образец человечности оного экономиста.

5.8. "Партия - ум, честь и совесть нашей эпохи"... Если подумать, то в этих словах не хвастовство и идиотизм, а глубокий смысл. Если оценить деятельность партии в 80-90-е годы, может показаться, что на самом деле не было у неё ни ума, ни чести, ни совести. Но это не так. Речь ведь идет не о качествах человека, а о качествах ЭПОХИ. А эпоха наша именно такой вот имеет ум (вспомним, например, экологию), такую честь и такую  совесть.

5.9. Религия - опиум для народа. Религия - не только опиум, но и опиум тоже. Но я не употребляю опиум, не пью водку, не туманю мозги ни пивом, ни табаком. Не нуждаюсь. Так зачем мне религия?!

Мне возразят: "Но должна же быть в человеке вера!" Так то вера, а то - религия. Веры у меня достаточно. А религии - нету, не воцерковлен. Начал было исповедовать Марксизм-Ленинизм, но и здесь сан не принимал, ходил в "сочувствующих", а потом вышел из  этой  конфессии  задолго  до  перестройки.

На вопрос верую ли я (сейчас это модно и престижно), я не могу ответить без уточнения вопроса. Точный ответ будет:

- Верую ли я? - Да.

- Верую ли я в Бога? - Нет.

На естественный вопрос: а во что я верую, отвечаю, что мог бы объяснить, но для этого надо вести диалог, чтобы постоянно уточнять значения слов, терминов и понятий. В режиме монолога понадобится написать значительный труд с дедуктивным изложением. Труд такой написать трудно, польза от него сомнительна. А главное - кто будет в это время писать программы для ЭВМ?

5.10. Долгое время нас учили, что идеализм смыкается с религией, а им противостоит материализм. Однако, еще при изучении диалектического материализма в университете мне стало ясно (и я по наивности даже пытался доказать это преподавателю), что смыкаются материализм и идеализм на почве исследовательского подхода, а им противостоят все религии, объединяясь на почве веры. И с религиями по этому принципу объединяется научный коммунизм, методы изучения которого ничем не отличались от религиозных.

А теперь вот тянут ко Христу. Убеждают, что интеллигентный  сознательный человек должен быть христианином. Раньше убеждали, что должен быть партийным.

Нетушки! Я ведь не верующий в атеизм, я атеист и есть. А вот те, которые командуют теми, кто громче всех кричит, сами верят только во власть и в деньги, а души у них нет вовсе.

Нет бога, кроме Бога, а все религии - опиум, алкоголь и обдираловка. Бога,  придуманного  человеком - нет.

5.11. Критикуя чужой храм чужому богу (Рублю, Водке, КПСС и т.п.), можно, в лучшем случае, побудить жрецов исправить ошибки и тем самым продлить жизнь храму и культу. Надо ли это делать? Не лучше ли строить свой храм?!

Вопрос,  естественно,  риторический.



Tags: умствование, философия
Subscribe

  • Утренний туман

    Давно у нас не было туманов по утрам. Тёмные силуэты на заднем плане - это берёзы у арыка, они ещё не облетели и не очень жёлтые. На фото - уже 10…

  • "Прочтите детям"

    Была в советское время такая рубрика в журнале "Работница" и ещё в каких-то журналах. Иногда попадались очень хорошие вещички. Именно там я…

  • Морозные звёзды и кошкопазл

    У нас заморозок. И прошлой ночью был. Сколько точно было минусов, не знаю, но вода ледком покрылась. Сегодня ночь холоднее, уже в 23 часа был…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment