murryc (murryc) wrote,
murryc
murryc

Categories:

Юген и «сестра таланта»

Захотелось просто порассуждать. Для себя и ещё для одной френдки, которая – профессиональная писательница.

Юген – намеренная недосказанность –  один из основных принципов японской литературы. Я ценю этот принцип очень высоко. Недосказанность заставляет читателя не только больше думать над произведением, а побуждает его додумывать варианты и продолжения сюжета, делает его соучастником сюжета, подстраивает, подгоняет героев под представления читателя. Хорошо сказал один японский актёр: «Чтобы зритель полностью понял героя, надо раскрыть героя на 80%».
Юген как будто предполагает краткость, но на самом деле – это совершенно разные понятия. Однако, краткость сопутствует юген, так как служит ему формальным оправданием: большинство читателей ведь не любят юген и желают получить законченный ясный сюжет, только немногие эстеты от литературы наслаждаются недосказанностью. Краткость успокаивает читателя. Об этом, мол, автор просто не сказал, места не хватило.

Про краткость я хочу сделать отступление. Точнее, два. Первое, это то, что я не хочу пользоваться термином «лаконизм». Лаконизм (в моём понятии) – это не краткость, а краткая чётко выраженная законченная мысль. А второе отступление – это воспоминание, как я писал свою первую научную статью.

У меня в НИИ был очень умный и очень эрудированный шеф (заведующий лабораторией). Но он не мог творить! Можете такое представить? Он прекрасно разбирался в чужих творениях, подсказывал ценные мысли, умно (и очень задиристо) выступал на конференциях, но он не мог сесть и написать статью. И вот он принёс мне приглашение на всесоюзный симпозиум и сказал подготовить тезисы доклада о нашей разработке. Требовалось уложиться в 3 страницы машинописи через 2 интервала, это около 3 тыс. знаков.
За неделю тезисы я написал. Кратко, как я думал. Получилось 14 страниц. Шеф прочитал и со всем согласился, изменил буквально две формулировки. «А теперь,- сказал он,- надо сделать из этого три страницы и ничего не упустить». Я сидел три дня, получилось 11 страниц. За текст взялся шеф. За два часа от моих тезисов осталось 4 страницы, и при этом ничего не было упущено. После этого мы с ним вместе стали править синтаксис. Убрали всякие причастия и запятые, ввели пару сокращений, и уложились в 3 страницы! После этого шеф спокойно дописал себя автором впереди меня и отправил меня получать акт экспертизы. Итоговые текст был как бы уже и не мой, но всё моё в нём было. Потом пришлось писать много разных тезисов. Каждый раз приходилось добиваться максимальной краткости, Я потом пересматривал опубликованные те мои первые тезисы и пытался их ещё сократить. Не получилось. Но если бы на симпозиум попросили две страницы, а не три – наверняка удалось бы.

Так вот о краткости. В одном японском романе есть такая сцена. Чудом избежавший гибели самурай, начальник среднего уровня. добирается до своей усадьбы. Его встречает помощник.
- У вас очень расстроенный вид, господин. Что-то случилось?
- Меня предал друг.
- Он мёртв?
- Нет ещё.
И всё. Больше между ними никаких объяснений. Это краткость или это юген?

И в заключение о штампе «сестра таланта». Есть один противоположный штамп – «растекаться мыслью по древу». Очень часто его применяют, а ведь это просто повреждённый текст и неправильное переведённые на современный русский язык слова. И никто не думает, не представляет, как это можно растекаться мыслью по древу. Должно быть: «растекался словами, словно мысь (белка) по дереву…» . Еще очень любят журналисты упоминать унтер-офицерскую вдову, совершенно забывая, что она сама себе не высекла, что это – сорвавшаяся с языка глупость городничего. А спроси журналиста – так скажет, что высекла. Так это я о штампах. У таланта нет сестёр, есть атрибуты. Один из них – краткость.
Tags: воспоминание, искусство, худлит, эвристические соображения
Subscribe

  • Лето приближается, летний сезон продолжается

    Сегодня я опять только о себе. Ну, ещё о лесе. Если чего и коснусь другого, так только попутно. В самом деле попутно, а не якобы попутно, как один…

  • Вот и первая гроза

    Гроза "в начале мая" по-нашему была бы в середине мая. К этому времени гром редко бывает первым. Но меня больше нервировал Некрасов:…

  • Обыкновенный пост (и. о. синхросигнала)

    С навязанным мне щенком ( который уже больше метра в длину, не считая хвоста) гуляю в зелёной зоне между Кольцевой автодорогой и гаражами. Хорошее…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment