murryc (murryc) wrote,
murryc
murryc

Ритуалы и религия

Натолкнул меня на эти рассуждения совершенно безобразный случай с олимпийским факелом в России. Ведь по-хорошему надо эти игры отменить, а Россию – навсегда лишить права участвовать в Олимпийских играх – за неуважение к символу олимпиад – Олимпийскому огню.

Когда я был совсем маленький, на каких-то олимпийских играх, кажется в Лондоне в 1948 году, был случай, когда уронили олимпийский огонь. Факел был обыкновенный, непродвинутый, негазпромовский, просто банка на палке с горящей паклей внутри. Вот эта пакля и выпала и лежала на брусчатке. Спортсмен, уронивший огонь, выпучил глаза и не знал, что делать, но один из зрителей подхватил голой рукой горящую паклю и вставил её в факел. Кажется, того, кто это сделал, потом не нашли, не осталось и кинокадров, осталось только воспоминание очевидцев.
И вот я к тому же вопросу. Надо соблюдать ритуалы? А если их можно не соблюдать, зачем они, эти ритуалы?

Олимпийские ритуалы давно не соблюдаются. Олимпийский огонь – не самое главное условие олимпиады. В Древней Греции на время олимпиад прекращались войны. Разве сейчас так? Кроме того, что на мой взгляд значительно важнее, участие в олимпийских играх должно было быть бескорыстным. Я ещё помню, как на олимпиады не допускались спортсмены-профессионалы. Где сейчас эти правила? И не мелочь ли, не ерунда ли олимпийский огонь по сравнению с войнами и коммерцией, которая совсем опутала олимпиады? И всё-таки… всё-таки с факелом получилось натуральное безобразие. И… и ничего! Поговорили, посмеялись, - и ничего.

Я хочу вспомнить ещё об одном новом ритуале. Модно стало размахивать государственными флагами, спортсмены-победители заворачиваются в него. Помню даже такой случай (видел по телевизору). Спортсменка из России шла к победе, и из публики бросили ей под ноги российский флаг, чтобы она его подобрала и финишировала с флагом. Бросили под ноги! Это теперь такой ритуал – так обращаться с государственным флагом?

Как вообще относиться к ритуалам? Конфуций считал их очень важной частью порядка в социуме, настаивал на существовании в структуре государственного управления специального ведомства ритуалов. При этом сам Конфуций был, по-видимому, атеистом, хотя на его учении впоследствии была построена доныне существующая религия, а сам он - обожествлён. Свой атеизм он скрывал, а от наседавших верующих отбивался следующим утверждением: "Боги и духи безусловно существуют. К ним надо относиться с уважением, но лучше держаться от них подальше, не беспокоить их своими действиями, не вызывать и не докучать им". Ритуалы - необходимая часть любой религии. Но только ли религии? Ритуалы - необходимая часть жизненного порядка.
Tags: социум, умствование
Subscribe

  • Лето приближается, летний сезон продолжается

    Сегодня я опять только о себе. Ну, ещё о лесе. Если чего и коснусь другого, так только попутно. В самом деле попутно, а не якобы попутно, как один…

  • Вот и первая гроза

    Гроза "в начале мая" по-нашему была бы в середине мая. К этому времени гром редко бывает первым. Но меня больше нервировал Некрасов:…

  • Обыкновенный пост (и. о. синхросигнала)

    С навязанным мне щенком ( который уже больше метра в длину, не считая хвоста) гуляю в зелёной зоне между Кольцевой автодорогой и гаражами. Хорошее…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments