murryc (murryc) wrote,
murryc
murryc

Воспоминания о школьной литературе

Когда я учился в школе, специального предмета по идеологии в школьном курсе не было. Те, кто учился на пару лет раньше, имели предмет «Конституция СССР», те, кто учился на пару лет позже, имели предмет «Обществоведение». Меня это миновало, так же, как такая форма движения материи как «Октябрята». Были октябрята до меня, были октябрята после, а в наш год рождения октябрят в Белоруссии не было.

Идеология, конечно, в школе была. Были и пионеры, и комсомол, были пионерские сборы и комсомольские собрания. Но значительно большее значение для навязывания идеологии (следует отметить, что любая школа навязывала идеологию во всех без исключения странах и во все времена) имели для нас уроки истории и литературы, причём на первое место я поставил бы литературу.

Обдумывал я это сегодня во время очень творческой работы – осенней перекопки огорода на своём болотном участке. Вспоминал я, как нам преподавали Горького. Горький – замечательный писатель, за одну сказку «Воробьишко» его следует поместить в антологию мировой литературы. Но вспомним, как нам подавали Горького в школе.

Вот рассказ «Челкаш». Он не входил в обязательный курс, но был рекомендован к прочтению. С симпатией описан Челкаш, без симпатии описан нанятый им крестьянин Гаврила, с антипатией описан грек-контрабандист. А если разобраться? Челкаш – вор. Обыкновенный вор. Он не производит ничего, только ворует. Горький показывает у него какое-то «благородство». Ну какое там благородство, просто бахвальство и самодурство, на современном языке – выпендрёж. Гаврила несимпатичен Горькому. Но Гаврила пашет землю и своим трудом кормит вора Челкаша и тех полицейских, которые не могут или не хотят Челкаша поймать. А кто такие контрабандисты? Это ведь обыкновенные купцы, уклоняющиеся от уплаты налогов, то есть, преступники, приносящие пользу обществу в то время, как Челкаш – преступник, который никакой пользы обществу не приносит.

И вот я думаю, почему же это не пришло мне в голову тогда, в школе? Почему я, читая «Челкаша», с антипатией воспринимал и Гаврилу, и контрабандистов? Правда, Челкаш мне тоже не был симпатичен. Но где была наша «русалка», почему она, рекомендовав нам рассказ к прочтению, не объяснила, что Челкаш – вор, преступник, носитель антигуманной идеологии, что никакой это нам не «социально близкий элемент»? Эх, русалка, чему ты нас учила!?
Tags: история, философия, худлит
Subscribe

  • Из-за леса светится половина Месяца

    Песню с такими словами исполнял какой-то сибирский хор. Ссылку записать не мог: некуда было и нечем, да ещё и слова такого не было. По радио слушал.…

  • Всё ещё осень. "Бархатная" серия

    Представьте себе, у нас опять дождь. Ночью был дождь (облака заправились где-то водой и вернулись), утром был дождь, с полудня до темноты дождя не…

  • Осень без иллюстраций

    За 17-18 сентября у нас выпало 1,5 месячной нормы осадков. На вчера были тоже обещаны дожди весь день. Но к 11 часам запас воды в облаках…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments