Я всё о том же парне, о Хемингуэе. У него очень интересные описания. Жульнические. Описывается как бы природа, а на самом деле – человек, который эту природу видит. Описываются события, а на самом деле – человек, который эти события наблюдает.
Ещё интересно, что описания в рассказах (в отличие от его романов) у него кусочные, фрагментарные, но куски эти точные и позволяют составить полную картину, хотя разные читатели могут, конечно, видеть разные картины. В «Празднике…» он поделился выводом, который сделал ещё в самом начале творчества: «В рассказе можно опустить любую часть, если вы точно знаете, что именно вы опускаете».
Это – тезис, похожий на принцип «юген» в японской культуре, но не совпадающий с ним. «Юген» требует недосказанность с целью вовлечь читателя (зрителя) в творчество, побудить его думать о произведении, дописать образы героев и действия по своему усмотрению. Принцип «юген» делает героя более близким читателю, потому что не навязывает образу деталей, которые читателю могут не понравиться, и потому что часть героя или событий - творчество самого читателя. Это ли имел в виду Хемингуэй, когда принял к исполнению свой принцип? По-моему, нет.
Кстати, у современных японских писателей принцип "юген" соблюдается очень плохо.
----
А снежинки стали крупнее, и на траве, крышах и кустах снег уже лежит. Растает… Я имею в виду: скоро растает, а то, если подходить с точки зрения логики ЭВМ, то уж к маю-то растает непременно.
А я сегодня в туфлях на тонкой подмётке…
====
Вот как раз о логике ЭВМ подумал. Есть такое административное образование Израиль. С чего началось? В 1948 году евреи частью перебили, частью выгнали арабов (тогда ещё только 400 тысяч) с земли, на которой арабы жили 1200 (тысячу двести) лет. На каком основании? Если кто скажет, что на основании резолюции ООН, так напомню, что в 1967 году дело было продолжено вопреки резолюции ООН, а потом ещё было продолжено, да так, что сейчас арабы думают, как бы вернуться хотя бы к 1967.
Я тут не справедливость призываю восстановить (ибо что есть справедливость?), а хочу только отметить факт, что евреи объясняют свою аннексию тем, что это их историческая родина. И сходит им это с рук! Не возбухает «цивилизованное» общество, молчит Европа, молчит ООН! Имеют, мол, право.
Недоумеваю, и почему же никто в России до сих пор не вспомнил, что Киев со всей Киевляндией – историческая родина русских? Отчего бы русским не вернуться на историческую родину? А украинцы пусть пользуются теми же правами, что палестинцы в Израиле. Как бы понравился такой вариант цивилизованной Европе? А ведь формально то же самое.