murryc (murryc) wrote,
murryc
murryc

Category:

1-я европейская ценность

Морозный туман, грязно, темно.
В плохую погоду не обязательно писать о плохом. Раньше самые лучшие результаты в работе у меня получались как раз при наихудшей погоде: в ноябре и в марте. Но сейчас у меня нет никаких результатов. Полгода у меня уже нет начальника и год как нет начальника начальника, сегодня уволился ещё зам директора нашего НИИ, ответственный за нашу тему, и директор по слухам тоже собирается уходить. Если к этому добавить, что назначенные три недели назад новый министр и новый первый заместитель министра до сих пор интереса к нашей теме не проявляли, то какие я могу получить результаты и кто их у меня примет?!

То есть, воспользоваться плохой погодой и погрузиться в работу я не могу. Погружаться некуда. А тем временем новостные ленты подкидывают и подкидывают новости одна другой краше: массовый идиотизм, массовое лицемерие и непрерывная череда провокаций. Таков фон. Какие-такие радостные картинки можно рисовать на таком фоне? Решил вот вспомнить старый вопрос: что есть пресловутые европейские ценности, о которых антирусския либерастия непрерывно вещает с начала Перестройки.

Когда закрутилась эта бесконечная пластинка про общечеловеческие (это теперь стали говорить «европейские», а в конце 80-х говорили про «общечеловеческие») ценности, я не сразу мог понять, о чём речь. Недостатков и даже совсем плохих вещей в СССР было предостаточно, но что именно считается ценностями у «общечеловеков», а у нас не считается? Теперь, как будто, разобрался. Несколько таких штук есть. Сегодня напишу о главной евроценности – о собственности (о других евроценностях потом, если по-прежнему не будет работы, не  будет хорошей погоды и не будет хороших вестей в новостных сайтах).

Я пытался найти в русской культуре произведение, где бы воспевалась собственность – и не нашёл. Положительные богатые герои в русской культуре встречаются, но всегда их богатство – выращенное, приобретённое трудом. И воспевается оно не как собственность, а как построенная, созданная ценность, которая не столько принадлежит положительному герою, сколько им управляется. Когда описывается созданная ценность, очень часто героя, создающего эту ценность, нельзя назвать положительным. За ним признаются сильные стороны, но обязательно показывается его безнравственность. Единственное исключение я нашёл – Патап Максимыч из романа «В лесах» Мельникова-Печерского. (Для противопоставления можно вспомнить Прохора Громова из «Угрюм-реки»). Более того, когда речь идёт о положительном герое, получившем собственность (княжество, напр.) по наследству, то он достигает успехов за счёт личных качеств, а не за счёт доставшегося богатства.

Не так в европейской культуре. Не так было и в античной культуре. Помню, меня поразило, как Одиссей радел о подаренном ему богатстве, как он радовался ему, а ведь он его не заработал. Мне это было непонятно.

В юности меня сильно впечатлил польский фильм «Костюм почти новый». Для меня этот фильм страшный. Там никого не убивают, но он о страшных людях, которые себя считают  правильными высоконравственными людьми.
Сюжет
Крестьянка Ружа зарабатывает в городе денег, чтобы выйти замуж. Но когда она возвращается в деревню, её сверстники давно уже женились. Она находит сына своей подруги и покупает его. Свою девушку тот бросает ради денег. Не повезло, молодой муж заболел диабетом. Лечение стоит дорого. Начинаются жуткие сцены. Ружа везёт больного мужа на тачке к его матери и сваливает у порога. Её бывшая подруга со своим мужем везут своего сына на тачке назад и сваливают у порога Ружи. И тому подобное. Больной муж умирает и Ружа возвращается в город. Но к ней приезжает мать покойного мужа и предлагает своего второго сына (ещё младше) за те же деньги. Все согласны. Хеппи энд.
Фильм снят хорошо, достоверно. Веришь, что эти люди существовали и были именно такими. Очень страшно.
Возможно ли такое у нас? Возможно. И раньше было возможно. Знаю реальный случай с моим не очень дальним родственником. Ему было 20 и он учился в Институте физкультуры. Надеялся занять халявную должность. Подвернулась женщина 35 лет, совладелица фирмы. Купила себе молодого спортивного мужа. В фирме он был кем-то вроде личного порученца. Родился ребёнок. И надо же, молодой муж заболел: рассеянный склероз. Это – навсегда. Жена выкинула его из дома и из фирмы и оформила с ним у нотариуса такой документ: она не требует алиментов (думала, наверное, что у него будет пенсия по инвалидности), а он отказывается от своей доли совместно нажитого имущества и от жилплощади.

Эта неприглядная частная история окончилась неожиданно: врачи, по-видимому, ошиблись в диагнозе, парень выздоровел, работает, но, насколько мне известно, продолжает искать халяву.
Всё-таки, надеюсь, что этот случай – не образец для русского менталитета. У русского собственность может, конечно, победить, вступив в противоречие с моралью. У западного европейца такого вопроса нет, потому что собственность и есть главный устой его морали.

 Фильм «Костюм почти новый» шёл давно. Примерно в то же время я смотрел ещё более впечатляющий фильм на тему собственности, тоже польский, но я не могу на него сослаться, потому что смотрел его на польском языке и не знаю, был ли он в прокате в СССР.
Сюжет
Парень, молодой сильный но без денег, возвращается из города, чтобы жениться на девушке с землёй. Свободных женщин нет. Есть одна хромая девушка, но её отец состоит в кооперативе. Она добивается, что отец (коммунист) выходит из кооператива, чтобы отдать дочери свои три морга (1,6 га) плохой земли. Готовится свадьба и хеппи энд. Но рядом ксёндз наезжает на учителя и, натравив на него верующих, заставляет уехать из деревни. Невеста учителя не желает оставаться без мужчины. Земли у неё больше, земля хорошая. Результат ожидаем, но хеппи энда не получилось: хромоножка перерезает изменнику горло. Что ж, возможен и такой результат.
Люди тоже все очень живые и убедительные.
Страшное дело собственность. Собственность есть кража (кто-то из французов-просветителей сказал).
Tags: люди-человеки, социум, философия
Subscribe

  • Посылаю синхросигнал

    Расскажу случай из СССР-ской жизни. С конца 70-х в СССР бурно стала развиваться телеобработка для ЭВМ Единой Серии (ЕС ЭВМ). Поскольку сама Единая…

  • Клочки мыслей

    Не помню, где и у кого был раздел "Непричёсанные мысли". Я непричёсанных мыслей не публикую. Но остаются на расчёске клочки... Вот…

  • Что там, за городом

    Стемнело - и вернулись. При большом желании можно было не возвращаться: дом стоит, дрова есть, свет есть. Но верховодка в скважине плохая, пахнет…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

  • Посылаю синхросигнал

    Расскажу случай из СССР-ской жизни. С конца 70-х в СССР бурно стала развиваться телеобработка для ЭВМ Единой Серии (ЕС ЭВМ). Поскольку сама Единая…

  • Клочки мыслей

    Не помню, где и у кого был раздел "Непричёсанные мысли". Я непричёсанных мыслей не публикую. Но остаются на расчёске клочки... Вот…

  • Что там, за городом

    Стемнело - и вернулись. При большом желании можно было не возвращаться: дом стоит, дрова есть, свет есть. Но верховодка в скважине плохая, пахнет…