Он и сейчас живёт, но этот факт к моему размышлению касательства не имеет.
А вот раньше, ещё в самом начале перестройки, оный Говорухин отснял очень сильный публицистический фильм с названием «Так жить нельзя».
Лжи в фильме не было. Но тот, кто говорит правду, не обязательно прав, так как правда – это ещё не истина. Правда говорит только о наличии совести у того, кто её говорит, да и то не всегда, бывает, что она говорит о недостаточной мудрости.
Фильм прозвучал. Название его стало лозунгом, баннером, кричалкой на митингах, мантрой. Перестройщики использовали его с великой эффективностью.
Прошло… сколько прошло? Не помню. Может три года, может пять, а может и все десять. Не помню. Но хорошо помню публичное выступление оного Говорухина. Каялся он в том, что создал этот фильм и говорил примерно так:
«Я когда создавал фильм, искренне верил, что так жить нельзя, и хотел помочь стране. Сейчас я вижу, что так, как мы жили, жить было всё-таки можно, а вот так, как мы живём сейчас – нельзя. И я раскаиваюсь, что своим фильмом способствовал этому».
На мой взгляд, Говорухин был не вполне искренен, так как в то время, когда он это говорил, Россия уже начала вылезать потихоньку из той грязной ямы, куда её затолкали перестройщики, и о неё уже не все вытирали ноги. Наверное, Говорухин хотел это сказать раньше, но раньше Россия (с помощью его фильма) была в такой глубокой яме, что голоса его не было бы слышно.
====
Мрачный это эпизод истории, но помнить о нём полезно.
Вспомнил я о нём в связи с другой ситуацией, которая вовсе не трагичная, а даже чем-то смешная. Моделирование, сопоставление, поиск аналогичных случаев - вообще может происходить совсем не на том уровне, что событие, с которым мы его сопоставляем. Например, последние пару лет когда я слышу выступление Лукашенко, я вспоминаю, как я сам имея от роду года три всего, когда и на одном-то стуле я оставлял ещё много места, сидел я на двух стульях сразу. Разъехались стулья, и здорово стукнулся я затылком о батарею. Кровь пошла. Вот сейчас слушаю Лукашенко и свой затылок щупаю: остался там шрам до сих пор.
---
Так что у меня за хиханьки такие с «так жить нельзя»?
Когда к нам вселилась кошка №4, я думал, что это предел, что больше уже нельзя.
Тут произошли у нас за год три аварии одна за одной. Сначала дочка не захотела отдавать одну очень красивую котёнку, потом мы не смогли пристроить одного котика, а потом к нам вернулась сбежавшая от своих хозяев наша котёночка. И образовалось у нас в квартире 7 кошек, и думал я, что так жить нельзя.
А потом пошли ещё аварии одна за одной: прошедшая кошечка оказалась непраздной, а в Минске резко упал спрос на котят, и остались мы с 13 кошками. Сначала 6 из них котятами были, а теперь это уже кошки. И считал я, что так жить нельзя.
А оказывается можно! Живём же! Ежедневно наполнитель меняем. Гигиену кошки соблюдают, блох у них нет, болезней каких-либо тоже. На кошатину съедобную денег уходит умеренно, на наполнитель больше. В общем, оказалось, что так жить льзя. А как оно дальше будет – посмотрим. Напишу, так как помирать я пока не собираюсь. Кошки, впрочем, тоже.
Фотографии их мне уже и помещать не хочется. Но в порядке дизайна помещу фото одного из тех котят, что раздали.
