murryc (murryc) wrote,
murryc
murryc

Category:

Горький источник

С радостью взялся я читать болгарские летописи и с большим разочарованием прекращаю. Велика и зело черна тень креста, что возлегла на средневековый глас болгарский. Очень странно под этой тенью трактуются добро и зло. В качестве примера перескажу сюжет 12 века про Иоанна Рыльского.

Иоанн оставил мир и ушёл жить в пустынь. У Иоанна был родной брат, а у брата сын. Сей отрок пошёл вслед за Иоанном, разыскал его в пустыни и стал с ним вместе жить и молиться. Отец пришёл за сыном и повёл его назад домой. Иоанну стало жалко, что отрок, стремящийся к Богу, вернётся в мир. Иоанн возмолился богу, и тот помог. Бог послал змею, которая ужалила отрока – и душа отрока отошла к богу, а тело отец унёс домой. Праведный же Иоанн Рыльский возрадовался.

Есть там и другие подобные сюжеты. Очень гадким описан Иисус в детстве. Убил он одного мальчика, «засушил» другого, а группу детей обратил в свиней потому, что дети находились в сарае, а кто-то из взрослых на вопрос Иисуса, кто это в сарае, сказал, что там свиньи. Ни слова осуждения нет у болгарских авторов, только восхищение могущественной чудесной силой.

Мне не знакомы эти кровожадные сюжеты. В канонических книгах их нет, и этике, проповедуемой Иисусом, они совершенно не соответствуют (хотя случаи самодурства у Иисуса отмечены, напр, Мк, 11-13). Неужели они соответствовали этике тогдашнего болгарского православия? Интересно и странно, что в примечаниях сказано, что сюжеты про детство Иисуса взяты из апокрифического Евангелия от Фомы и были очень популярны в Болгарии. Но в Евангелии от Фомы этих сюжетов нет! Там вообще ничего нет о детстве Иисуса, да и действия там нет: Евангелие от Фомы (апокриф) – сборник изречений Иисуса.

В общем, бросил я этот сборник летописей, тем более, что в конкретных датах и именах там сплошная путаница и неряшливость. Не знаю, как кого, а меня коробит от пассажей вроде «имя ему дали Александр, что переводится как Найдёныш». И как-то сильно задела меня тогдашняя болгарская православная этика. Плохо я отношусь к церкви, очень плохо. Но такой кровожадности от православной церкви я не ожидал. Откуда это: турецкое иго? непрерывные войны?
====
А чтобы не всё так мрачно, вот вам, господарищи френды, две летних фотографии. Не подписываю: сами наверняка хорошо знаете, что это за штуки.

.
Tags: мракобесие, худлит, этика
Subscribe

  • На ПМЖ !

    До октября я на болоте. Ах, как хорошо! Листьев, правда, ещё нет, только почки набухли. Но трава зелёная, лес набит печёночницей, птички поют. Кошки…

  • Посылаю синхросигнал

    Расскажу случай из СССР-ской жизни. С конца 70-х в СССР бурно стала развиваться телеобработка для ЭВМ Единой Серии (ЕС ЭВМ). Поскольку сама Единая…

  • Клочки мыслей

    Не помню, где и у кого был раздел "Непричёсанные мысли". Я непричёсанных мыслей не публикую. Но остаются на расчёске клочки... Вот…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments