Об этом эпизоде внешне, казалось бы, незначительном, хотя, наверняка он был весьма значительным для этих четырёх школьников, - было много разговоров у нас в классе и в школе. И вот по какой причине.
Двое из поступавших учились очень хорошо. Не на круглые пятёрки, но пятёрок было больше, а троек не было. Они оба не прошли по конкурсу.
А двое других были двоечники, которых каждый год перетаскивали в следующий класс. И оба поступили!
Все мы недоумевали, как же это получилось, и много говорили об этом. К сожалению, я не знаю, что говорили взрослые. Сейчас-то я, вспомнив этот случай, вспомнил также, что один двоечник был сыном крупного партайгеноссе, а другой – сыном крупного деятеля кинопроката. Тогда я об этом не подумал.
Не думал я тогда и о том, почему вдруг сразу четверо, причём два почти отличника и два блатных сынка рванули в техникум. Сейчас мне это понятно, сейчас объясню. Но сначала скажу, что от их поступления/непоступления ничего страшного не произошло. Оба отличника после школы успешно поступили в ВУЗ, один в радиотехнический, другой в политехнический. С "радиотехником" я потом встречался по работе. С двоечниками тоже было всё нормально. Сын кинопрокатчика успешно закончил техникум, отслужил армию, потом закончил заочно ВУЗ. С ним я тоже потом встречался по работе. А сын партайгеноссе пошёл в бандиты и получил 8 лет. Отсидел ли он, и что потом делал – этого я не знаю.
Теперь о причинах массового интереса к техникуму.
«Хрущёвскую оттепель» вспоминают как послабление интеллигенции в сторону диссидентства. Ну, не без того. Но интеллигенцию «Наш Никита Сергеевич» не любил и не доверял ей. Он решил перевоспитать интеллигенцию, а лучше – заменить её, воспитать свою. Важнейшим мероприятием были изменения правила приёма в ВУЗ. С 1958 года был отменён приём медалистов без экзаменов. И, что более важно, для поступающих после школы был введён лимит: не более 20% мест в ВУЗах. Остальные места – производственникам со стажем или отслужившим армию.
Таким образом, для поступающих после школы конкурс возрос в 5 раз. Чтобы пройти, например, на строительный факультет Белорусского политехнического института в 1958 году, надо было сдать все пять экзаменов на «отлично». В том же году «производственников», сдавших на положительные оценки, на этот факультет не хватило, чтобы заполнить 80% мест, и на ЦК КПБ решался вопрос: заполнить ли эти места лучшими из школьников, не прошедших по конкурсу, или же принять производственников, получивших «двойки» по непрофилирующим предметам. К сожалению, не знаю, как этот вопрос был решён.
Вот тогда многие родители нашли для своих детей обходной маневр: через техникум. Правда, техникум надо было закончить с отличием и получить от него направление в ВУЗ.
Ещё могу сказать, что родители моих одноклассников старались зря, потому что к тому времени, как мы отучились 11 классов, правила приёма были вновь изменены. Хрущёвские нововведения не были отменены совсем, но были значительно ослаблены. Медалисты получили льготы: нужно было сдавать только профилирующий экзамен и в случае его сдачи на «отлично» других экзаменов сдавать было не нужно. А лимит для производственников устанавливался пропорционально поданным заявлениям. Школьники держали конкурс со школьниками, производственники – с производственниками. У нас в группе, например, было 3 производственника из 25.
Новое изменение правил приёма в 1965 можно связать со снятием Хрущёва в октябре 1964, но его и так собирались ввести. К этому времени уже отработали по два года выпускники, которые набрали в 1958 году по хрущёвским правилам, и результат изменения правил приёма был хорошо виден.