murryc (murryc) wrote,
murryc
murryc

Эвристические измышления на политэкономические темы

В мире творится что-то неладное. Страны, государства, народы, нации, партии, конфессии, секты – все засуетились, все бурлят. Активизируются старые и появляются новые общественные объединения – и все кричат, все вопят, все чего-то требуют: и феминисты, и экуменисты, и зелёные, и педерасты, и футбольные фанаты, – все бьются за права (часто оказывается - что за деньги).
Часто на это возражают, что это мы просто больше узнаём, а такое и раньше было. Существенная доля истины в этом конечно есть, но только доля. При этом бурлят не какие-то дикие (с точки зрения эуропцев дикие) племена, бурлит сама Европа. Гунны, крестовые походы, Возрождение, шлейф французских революций, Первая мировая, Россия, Вторая мировая... – веками Европу трясло время от времени, но сейчас трясёт не меньше.


Так что же происходит в мире? Высказываю крамольную мысль: в мире происходит революция.
Какая? – Буржуазно-потребительская деньгоцентрическая – вот какая.

Обычно под словом «революция» подразумевают социальную. Но вспомним техническую революцию 18-19 века. Прошла техническая революция – и сразу началась серия социальных. Потому как социум стоит на экономической базе. Сменилась база – надо менять надстройку, а она упирается!


Западные экономисты (кажется, Ростоу), учение которых мы в ВУЗе «критиковали», ещё в 60-е ввели понятие «постиндустриальное общество», основой которого будет служить «постиндустриальная экономика», где основные трудозатраты придутся на сферу потребления, включая получение знаний и индустрию развлечений.
К концу 70-х стало ясно, что учёные «гнилого Запада» были правы. Я, собственно, не сомневался, что они правильно угадали тенденцию развития общества, но сомневался в том, что при этом получится новое общество, новая формация.
Но получилась-таки! Если отнести к ВВП всё, за что общество готово платить деньги, то доля услуг, то есть, деятельности без материальных результатов, возросла страшно. Считая услугами все эти гадждеты, видеоигры, дорогостоящие шоу, тележвачку, секс-кукол (а в статистике ЕС и проституция тоже входит в ВВП, но почему-то только легальная), добавив сюда рекламу, получим, что доля сферы услуг превышает 2/3 мирового ВВП. Батюшки! Две трети!

Республика Беларусь сильно отстаёт от среднего, у неё только 42%, причём уникальность её ещё в том, что имеется тенденция к снижению этой доли, на 2000 год было 51%.

Но чего не предугадали умные западные экономисты – это неизбежность банковских кризисов, кризисов нового типа. Причина – объективная. Услуга – часть ВВП. Услуга оплачивается. Значит, под неё эмитируются деньги. В феодальном и раннекапиталистическом обществе услуга оплачивалась за счёт индивидов, получивших деньги как эквивалент материальной продукции (аграрной, промышленной, строительной, охоты…), то есть, под услуги деньги не эмитировались. Сейчас услуги – равноправный элемент ВВП. Отпала, предположим, надобность в услуге – и вот вам деньги, не обеспеченные никаким товаром. Вот вам и дополнительная инфляция. Это сродни кризису перепроизводства, но там излишек товара виден, а здесь – нет спроса, но нет и товара, зато выпушенные под него деньги есть! Расширяя долю услуг, общество производит неотоваренные деньги.
Банки вместо того, чтобы сдержать выпуск неотоваренных денег, всячески его поддерживают. Умеренная, нескачкообразная инфляция выгодна банкам-эмитентам. Ибо что есть деньги? Это не что иное, как долговое обязательство, вексель, но такой вексель, который вместо процентов прибыли приносит проценты убытка. Банк получает товар (или «товар») и выдает расписку - деньги. Но когда вы захотите совершить обратный обмен, вы получите товара меньше на величину инфляции. Остаток – банку. Зачем же банку сдерживать инфляцию? Современная экономика – деньгоцентрическая (банкоцентрическая).

В пресыщенном постиндустриальном обществе при отсутствии высоких целей и ценностей происходит деградация мировоззрения, превращающая человеческую цивилизацию в стадо, живущее примитивными инстинктами, выдумывающее всё новые забавы. Человечество использует свой потенциал не для социального, культурного и экономического роста, а на потребление и острые ощущения, очень мало думая о потомках.

Вот такая перестройка в экономике, сопровождающаяся перестройкой морали и нравственности. Естественно, вытекает отсюда перестройка всех общественных и административных институтов. Что же касается переселения народов – это тоже естественное следствие начавшейся революции, а обратная связь тут положительная, так как внедрение миллионов сапиенсов чуждой культуры усиливает изменение культуры (возможно, больше подошло бы слово «деградация», но я его дипломатически заменил на «изменение»).

Фу, противно стало писать. Дальше пусть всяк сам додумывает.
Tags: дурные мысли, философия, экономика
Subscribe

  • Осень без иллюстраций

    За 17-18 сентября у нас выпало 1,5 месячной нормы осадков. На вчера были тоже обещаны дожди весь день. Но к 11 часам запас воды в облаках…

  • Творожное утро

    Дождь шёл всю ночь. До этого он шёл весь вчерашний день. Было ещё и холодно, да ещё и с ветром, делать что-либо на открытом воздухе было неуютно. Я…

  • Всякое, иное, разное, ...

    Четвёртый месяц лета, объявленный мною вчера, начался сегодня утром ближе к полудню, а ночь была холодная. Минуса, однако, не было, но было близко к…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment