murryc (murryc) wrote,
murryc
murryc

Category:

Снежинки морального действия

Начался новый год. Год новый, а погода старая: пасмурно, холодно, сухо; экая мерзость. Но падают отдельные снежинки; нет, не падают, а вихляются в воздухе, медленно опускаясь. Но это лучше, чем солёная сухая холодная пыль, которая летала последние три дня старого года.

Праздники прошли, и ёлку я сегодня утром убрал. Сегодня из нашего подъезда вынесли 4 ёлки, одна из которых – сосна. Соблюдается у нас традиция держать ёлку до Русского Нового года. В подъезде 45 квартир. Предыдущие 11 лет, что мы тут живём, выносили 7 – 9 ёлок. В этом году пока 4, может, к вечеру вынесут ещё.

Новый год начался, но вчера был не последний новогодний праздник. Будет ещё Восточный Новый год, его наши комнатные раслины всегда отмечают началом вегетации. Будет ещё Новый год моей жизни. Будет и Новый год моего журнала.  Журналу будет 8 лет, мне – больше, а Земле – … много будет Земле.

Какие ещё выводы из праздника, что было нового? Да ничего, только бахали за окном непривычно мало, должно быть, расстреляли уже боезапас или благосостояние уменьшилось, на петарды денег не хватило.
Лукашенко меня приятно удивил (с ним это сейчас почти не случается): устроил приём по случаю Старого (Русского) Нового года. Приём, конечно, не для учёных и не для пролетариев, а для работников Средств Массового Оболванивания. Но всё же… Чтит старые традиции…

Ещё нового – узнал, что молдавское красное шампанское, полученное дочкой в подарок от Рабиновича, - поддельное: не игристое, а газированное – уж в этом-то я по вкусу разберусь без труда. А пачка очень вкусного израильского печенья от того же Рабиновича оказалась с истекшим сроком годности (ха-ха, на 13 дней); на пачке все надписи на иврите, но разобрать их не труднее, чем китайские иероглифы, да и недаром же в Белоруссии до Войны идиш был одним из четырёх государственных языков.
=====

Это всё, конечно, сервилат: одновременно зачин и задний план. Содержательная часть поста ниже.
О книжке Харари «Sapiens. Краткая история человечества» я потом напишу обязательно, она того заслуживает. Но сначала прочитаю всю, я пока прочитал только половину. Но отдельные, автономные перлы могу процитировать и раньше. Вот один.
Харари религии рассматривает вместе с идеологиями и считает социализм одной из религий. В этом нет ничего нового, я сам поместил ещё в 1991 году статью с таким утверждением (журнал «Человек и экономика, №№1 – 3, «Фрукты мыслей»), есть об этом и здесь: https://murryc.livejournal.com/739000.html . Не думаю, что Харари списал мою статью, хотя профессор Иерусалимского университета наверняка читает по-русски. Мысль-то очевидная. Но Харари пошёл дальше: религиями он считает либерализм и нацизм (!). Ниже я приведу длинную выдержку из его книги. Я её чуток сократил. Под катом она из-за длины и из-за того, что тем верующим, которые не видят разницы между верой в Бога и религией, читать такие вещи не рекомендуется.
====

Теистические религии сосредоточены на поклонении богам, гуманистические религии чтут человека, точнее, Homo sapiens. Гуманист верит в уникальную и священную природу Homo sapiens, в то, что это существо принципиально отличается от прочих животных и других явлений природы. Уникальная природа Homo sapiens для гуманиста драгоценнее всего на свете. Высшее благо — это благо с точки зрения Homo sapiens. Весь мир и все в нем существуют лишь ради этого вида.

Все гуманисты поклоняются человечеству, но понимают его по-разному. Гуманизм расщепился на три соперничающие секты, которые ожесточенно спорят о точном толковании термина «человечество», как прежде христианские конфессии и секты сражались за верное толкование «Бога». Ныне основное течение гуманистов составляют:
- либеральные гуманисты,
- социалистический гуманизм,
- эволюционный гуманизм.

Либеральные гуманисты видят высшую ценность в отдельном человеке. Священная человеческая природа пребывает в каждом представителе вида Homo sapiens. Эта внутренняя сущность человеческого индивида придает смысл вселенной и служит первоисточником всякого морального и политического авторитета. Решая любую нравственную или политическую задачу, нужно заглянуть в собственную душу, прислушаться к внутреннему голосу — голосу гуманизма. Основной принцип либерального гуманизма — защищать святость внутреннего голоса от внешних помех, от любого насилия. Заповеди либерального гуманизма в совокупности называются «права человека».

В том числе и по этой причине либералы выступают против смертной казни. На заре современной Европы считалось, что убийцы нарушают космический баланс и для восстановления равновесия надо их публично казнить — пусть все видят, как восстанавливается порядок. Современники Шекспира и Мольера сбегались поглазеть на кровавое зрелище в центре Лондона и Парижа. В современной Европе убийство воспринимается как покушение на священную человеческую природу. Ради торжества миропорядка европейцы уже не казнят преступников. Они изобретают «гуманные» наказания, сберегая, а порой и возрождая святость человеческой природы самого убийцы. Почитая человеческую природу даже в убийце, современный гуманизм напоминает всем о святости этой природы, восстанавливая миропорядок. Оберегая убийцу, они исправляют то, что было искажено убийством.

Освящая природу человека, либеральный гуманизм не отрицает существования Бога и явно опирается на монотеистические убеждения. Либералистская вера в свободную, священную природу человека — наследие традиционно христианского представления о свободной и бессмертной душе. Стоит вычеркнуть веру в Творца и бессмертие души, и либералам будет весьма затруднительно доказывать святость отдельной человеческой личности.

Социалистический гуманизм. Для социалистов носителем человеческого является коллектив, а не отдельная личность. Священным они считают не внутренний голос каждого, но вид Homo sapiens в целом. В отличие от либеральных гуманистов, добивающихся максимальной свободы для каждого человека, социалистический гуманизм стремится не к свободе, а к равенству. Неравенство социалисты считают грехом против святости человеческой природы, поскольку неравенство придает второстепенным свойствам человека большее значение, чем универсальной человеческой природе. Например, если богатые имеют больше возможностей, чем бедняки, это означает, что мы ценим деньги выше универсальной человеческой природы, единой у богачей и бедняков.

Социалистический гуманизм, как и либеральный, покоится на монотеистическом основании. Идея всеобщего равенства — новая версия древнего монотеистического учения о равенстве всех душ перед Богом.

Эволюционный гуманизм, наиболее известным представителем которого является нацизм. От других гуманистических учений нацизм отличается особым пониманием «человечества». Сильное влияние на философию нацистов оказала теория эволюции. В отличие от других гуманистов они не считали человечество универсальным и вечным, но полагали, что этот вид подвержен изменениям и может развиваться либо деградировать. Человек может превратиться в сверхчеловека, а может — и в недочеловека.

Главную свою задачу нацисты видели в том, чтобы уберечь человечество от вырождения, способствовать его прогрессивной эволюции. Именно поэтому нацисты считали необходимым беречь и приумножать арийскую расу, которую считали наиболее продвинутой разновидностью человечества, а вырожденческие разновидности — евреи, цыгане, гомосексуалисты, душевнобольные — должны быть изолированны и уничтожены. Нацисты утверждали, что сам вид Homo sapiens возник тогда, когда некая «высшая» популяция древних людей начала развиваться, а прочие, «низшие» (те же неандертальцы), исчезли. Поначалу эти разные популяции были не разными видами, а расами, но развивались независимо друг от друга, каждая по своему эволюционному пути. И это, по мнению нацистов, могло повториться вновь. Homo sapiens разделился на расы, каждая из которых обладает уникальными качествами, а лучше всех арийская: ей присущи красота, разумность, трудолюбие и нравственность. Арийская раса потенциально могла развиться в нечто высшее, в сверхчеловека. Другие расы — это современные неандертальцы, обладающие куда более худшими качествами. Если позволить им размножаться, а тем более заключать браки с арийцами, то своими дурными генами они испортят все население Земли, и Homo sapiens будет обречен на исчезновение.

Биологи опровергли расовую теорию нацизма. Проводившиеся после 1945 года генетические исследования показали, что отличия между разными человеческими линиями гораздо меньше, чем утверждали нацисты. Но эти выводы сделаны уже благодаря новым данным, а состояние науки на 1933 год делало возможными нацистские теории. Западная элита в большинстве своем верила в существование различных по уровню рас и необходимость оберегать и развивать некую высшую расу. Ученые из самых престижных западных университетов, используя признанные тогда научные методы, доказывали, что представители белой расы умнее, нравственнее и способнее, чем негры и индейцы. Политики в Вашингтоне, Лондоне и Канберре считали своей обязанностью предотвращать вырождение белой расы, в том числе ограничивая иммиграцию в «арийские страны» — то есть в США и Австралию — не только китайцев, но и итальянцев.

К радикальным переменам во взглядах привели не только новые научные исследования, но и политические события. Гитлер вырыл могилу не только себе, но и всей расовой теории. Потому что нацисты превратили расизм в идеологию, на Западе расовая теория оказалась безнадежно скомпрометирована, хотя и не сразу. Превосходство белых оставалось господствующей идеологией в американской политике вплоть до 1960-х. Политику «Белой Австралии», ограничивавшей приток эмигрантов другого цвета кожи, отменили только в 1973 году. Аборигены получили гражданские права лишь в 1960-х, и все равно их не допускали к выборам, потому что считали вторым сортом.

Нацисты не ненавидели человечество. Они боролись против либерального гуманизма, прав человека и коммунизма именно потому, что восхищались человеком. Они верили в огромный потенциал человека — как вида, но полагали, что нужно дать естественному отбору отсеять непригодные экземпляры и оставить для размножения лучшие. По их мнению, либерализм и коммунизм мешали эволюции, поскольку помогали выжить слабейшим, причем не только выжить — они предоставляли ему равные возможности для размножения.

Tags: праздник, социум, текучка, философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments