murryc (murryc) wrote,
murryc
murryc

Category:

Продукт и орудие Страны Советов

Есть в моей френд-ленте аккаунт, который ежедневно даёт сводку памятных событий этого дня. Забыл он про День Сталинской конституции или не счёл этот день значительным. А я в школе этот день 5 декабря любил. Потому, что не надо было ни выпускать к этому празднику стенгазету, ни клеить «монтаж» (интересно, кто-нибудь ещё помнит такую форму движения материи, как монтаж?), не надо было идти на демонстрацию и не надо было готовить к утреннику физкультурные упражнения и декламацию. От утренников я не получал никакого удовольствия: на них было скучно. А готовиться к ним – приходилось. На каждом утреннике мне поручалось читать какие-нибудь стихи и участвовать в физкультурных упражнениях. Стихи некоторые я до сих пор помню. Не сказать, чтобы глупые, но можно бы уже и не помнить, да так врезались - не забыть. А в физических упражнениях (в «пирамидах») я только до второго класса был верхним, а потом – всё нижним, то есть, на мою шею кто-либо залезал. Вот и нравился мне праздник 5 декабря тем, что это был свободный день, совершенно свободный.

Что касается самой конституции, то в школе мы её не изучали. Мои старшие брат и сёстры изучали, и в моём дневнике предмет такой ещё был указан «Конституция СССР». Графа такая была, а предмета такого уже не было, отменили. Если сравнивать школьные курсы моих старших и мой, то у меня многого не было: логики, психологии, астрономии, военной подготовки, автодела, той же конституции. Было взамен «обществоведение», но там мы конституцию не изучали. Пронесло мимо конституции в университете. На матфаке нам не сильно докучали общественными дисциплинами, строго спрашивали только диалектический материализм, считали, что без материалистического мировоззрения в математике делать нечего.

Сталинскую Конституцию я внимательно прочитал, можно даже сказать «изучил», сам, по своей инициативе. Толчок был – принятие Брежневской Конституции 7 октября 1977 года. Прочитал я тогда этот свежеопубликованный документ, и как-то стало нехорошо, настолько неряшливым, многословным и противоречивым он мне показался. Вот тогда я взял старую конституцию 1936 года, положил два документа рядом и стал их сравнивать. И тогда мне стало ясно, что полуграмотное партийное руководство 30-х годов к составлению документов привлекало настоящих учёных, а вот при написании Брежневской конституции настоящих учёных рядом не было, хотя наверняка в разработчиках числились какие-то академики. Ужасный документ Брежневская конституция: и большой, и бестолковый, зато закреплена законодательно власть КПСС! Власть во всём! Это я тогда уже сам почувствовал: невозможно было принять на работу лаборанта без визы партбюро, нельзя было выехать с докладом на зарубежный симпозиум без обоснования целесообразности на заседании партбюро.
==========

Ну, вспомнил, и ладно. Если кто считает, что помнить не надо, так Чубайс с ним, напоминать не буду. Я о другом хочу сказать, хотя и на близкую тему.

Мне часто встречаются в ЖЖ поучения, что никто никому не обязан. Удобно, конечно, убедить себя, что ты никому ничем не обязан и считать при этом, что тебе кто-то (обычно: государство) обязан и тем, и тем, и тем и ещё и этим.

Так я – обязан. Все мои знания и умения не родились вместе со мной, и не все их я получил от родителей. Не говоря уже о том, что кормить, одевать и обогревать (лечить – тоже) себя сам я начал тоже не с пелёнок. А то ведь многие «учители жизни» в ЖЖ утверждают, что и родителям мы, дескать, тоже ничем не обязаны. Я – обязан, и обязан не только родителям.

Прежде всего, назову свою вторую первую учительницу, у которой я учился в 3-4 классах. Первая первая учительница (1-2 классы) не оставила у меня тёплых воспоминаний, за рамки обычных обязанностей она не выходила. А вот вторая первая учительница сразу насела на меня и не слезала. По шесть и более раз я переписывал у неё после уроков классные и  домашние работы, а на дом она мне задавала дополнительные задачки по арифметике, заставляла готовить письменные ответы по географии и истории (это в четвёртом-то классе!). Мама моя спросила однажды, чего она меня оставляет переписывать задания, он что, учится хуже других? Нет, ответила учительница, он учится лучше других, но может учиться ещё лучше.

Никто ей за дополнительную работу не платил. И школьное начальство с неё за меня не спрашивало, интересуются ведь обычно только двоечниками и хулиганами. Впрочем, не исключаю, что именно в нашей школе учителя отчитывались перед директором не только отсутствием двоечников. Директор у нас был очень умный и самоотверженный учитель. Главное его достоинство было, что он держал в школе только хороших учителей. От неудачных он быстро каким-то образом избавлялся.

Потом у меня было много других хороших учителей, но первой из них была она – Анна Ануфриевна Смирнова. Она была тогда совсем молодая, хотя и казалась мне страшно взрослой.

В школе были кружки. Все – бесплатные. Я посещал столярный (мне это потом очень пригодилось) и хоровой. Начинал ходить на кружок эсперанто и живописи, но с этим у меня не пошло. Бесплатные были и спортивные секции. Правда, попасть можно было не во всякую. В секцию плавания, меня не взяли: опоздал, в 13 лет сочли великовозрастным. А вот в «моржи» меня взяли в 15 лет. Но там было скучно, походил одну зиму – и хватит.

Были в школе кружки по предметам (ботаника, химия и др.). Бесплатные, естественно. Учителям, возможно, за руководство этими кружками что-то платили, но были учителя, которые на уроках давали материал значительно шире, чем требовалось, а уж им-то за это точно не платили. Многие учителя по своей инициативе занимались с отстающими. Как на чудо заморское тыкали мы пальцами на одну учительницу, которая за деньги занималась с учениками дополнительно. Сейчас, наверное, так же смотрят на тех, кто занимается бесплатно (если такие ещё есть).

Среди моих многочисленных кредиторов того периода на второе место (после второй первой учительницы) я поставил бы Дворец профсоюзов. При нём работал кружок «хочу всё знать». Раз в неделю там крутили научно-популярные фильмы по самой разной тематике. Некоторые я помню до сих пор: «Солнце делает капрон», «Я был спутником Солнца»… Вход – свободный. Ходил я туда с удовольствием. Про этот кружок я узнал не из рекламы, её тогда не было. Меня остановил в коридоре директор и сказал, куда приходить, пообещал, что будет интересно.

В школе в меня старались вложить и действительно вложили много труда, любви и денег. И как же я могу быть за это ничем не обязан? Можно, конечно, заявить, что при этом заботились не обо мне, а о себе: готовили себе орудие. Если даже это так, то и тогда надо отдавать долги. Но это не так. Большинство учителей искренне старались передать мне всё, что знали.

После школы ещё много чего было, но это было уже не так очевидно, да и долго рассказывать.
Tags: СССР, воспоминание, социум, этика
Subscribe

  • На ПМЖ !

    До октября я на болоте. Ах, как хорошо! Листьев, правда, ещё нет, только почки набухли. Но трава зелёная, лес набит печёночницей, птички поют. Кошки…

  • Посылаю синхросигнал

    Расскажу случай из СССР-ской жизни. С конца 70-х в СССР бурно стала развиваться телеобработка для ЭВМ Единой Серии (ЕС ЭВМ). Поскольку сама Единая…

  • Клочки мыслей

    Не помню, где и у кого был раздел "Непричёсанные мысли". Я непричёсанных мыслей не публикую. Но остаются на расчёске клочки... Вот…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments