murryc (murryc) wrote,
murryc
murryc

Categories:

Философия леса, цветов и кошек

Я собрался было философствовать на тему изменения смысла жизни (ну, пусть будет «изменения цели жизни»), которое произошло на моих глазах. Начать хотел с банального тезиса, что нынешняя молодёжь относится к образованию не как к средству саморазвития, а как к средству получить какие-то преимущества. Конечно, такие цели у многих моих сверстников были и раньше. У многих, но не у всех, и не они задавали культурный фон социума. Да, цель получения образования изменилась. Но молодёжь ли в этом виновата?

У Ремарка (в каком романе – не помню) я прочитал фразу: «Молодёжь никогда не хороша и не плоха сама по себе, а всегда отражает состояние общества». Когда я это прочитал, я был юн, и меня эта фраза очень обидела. Сейчас думаю: прав Ремарк.

Рассмотрим два момента, две предпосылки накопить в себе, а не у себя (по формулировке Шопенгауэра).


Выдвинуться – естественное желание молодого человека, многие хотели и хотят выдвинуться. При социализме возможность выдвинуться в деньгах была, но в этом случае приходилось скрывать свои достижения (если ты не на Кавказе). По-видимому, от этого (или «ещё и от этого»), то есть, от желания выдвинуться,  такое увлечение наукой, альпинизмом, изобретательством, искусством среди молодёжи в те годы. Те вещи, которые могли прославить молодого человека, нельзя было купить за деньги.

Вторая важная предпосылка: на материальные приобретения можно было накопить. Значит, не надо было полностью, с головой ударяться в добывание денег. Можно было выбрать непротивную работу и не надрываться на ней, уделять внимание любимым занятиям, проводить отпуск на море, ходить в походы в горы и в лес, тратиться на посещения концертов и приобретение художественных альбомов. Сейчас если не получишь сразу много денег – не получишь ничего. Если хочешь денег – нужно думать только о деньгах. Многим это нравится: ведь раньше нельзя было получить сразу много денег.

Вспомнил я ещё по ассоциации одну историческую пьесу, которую читал в детстве. Не помню, чью. Рвущийся к власти и к деньгам молодой боярин спрашивает приглашённого итальянского архитектора:
- Ты у себя на родине богатый человек?
- Да, очень.
- А ты не боишься, что твоё богатство разворуют, пока ты нам строишь церковь?
- Моё богатство нельзя украсть. Чтобы узнать всё, что я знаю о зодчестве, надо затратить столько денег, что их столько не найдётся у вашего царя. Меня всегда будут приглашать те, кто хочет строить красивый дворец.

Как это несовременно! Вот, скажем, мои личные знания Абрамович не сумеет украсть, как он украл у России нефть. И его не смогут обучить этим знаниям ни за какие деньги. Но разве он этого хочет? Много ли найдётся людей, которые хотят получить знания, которые не приносят денег?
========
Но это только наброски, когда-нибудь разверну и закончу. Потому что вспомнил я Гессе, его роман «Сидхартха». Там в качестве философии жизни выводится река. Я люблю маленькие вьющиеся речки (пускай другие любят такие реки, как Волга – их право). Но у меня нет сейчас речки. И лес далеко. Рядом – гибискус и кошки. Вот ветка моего гибискуса. На ней три цветка: увядающий (справа), распустившийся (в середине) и распускающийся.

Вот распустившийся крупным планом.

А вот мой кот Пашенька Оторвич. Красивый, как цветочек, да ещё мурлычит.


Tags: история, философия
Subscribe

  • Клочки мыслей

    Не помню, где и у кого был раздел "Непричёсанные мысли". Я непричёсанных мыслей не публикую. Но остаются на расчёске клочки... Вот…

  • Что там, за городом

    Стемнело - и вернулись. При большом желании можно было не возвращаться: дом стоит, дрова есть, свет есть. Но верховодка в скважине плохая, пахнет…

  • Конспирология, романтика, сантименты...

    Действительность подталкивала меня к конспирологии... Но мой 3д-модем Интернет в выходные по вечерам не тянет, и ничего из задуманного я не написал.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments