А что такое 8 декабря? Это – Вискули. В Вискулях было составлено и подписано свидетельство о смерти СССР. Беловежские соглашения.
28 лет назад было. Дата не круглая, но значительная: конец комсомольского возраста (? не забыли?).
Каюсь, когда я узнал о Беловежских соглашениях, сначала обрадовался. Я воспринял это не как развал СССР, который разваливался на глазах, а как воссоздание нового триединого славянского государства, как союз братских народов без участия облажавшейся КПСС.
Ну, ошибся я, ошибся. Не первый раз и не последний. Я и в своей области бывало крупно ошибался в прогнозах. Например, не предполагал, что Word станет основным текстовым редактором: до того он казался мне прожорливым и непригодным к программной обработке; я считал, что основным редактором будет «Мультиэдит», так как файл, полученный им, был прозрачен для обработки другими программами. Не оценил я сразу появление персоналок, думал, что будущее – за терминалами мейнфреймов… Были у меня и более значительные ошибки в прогнозах.
А с СНГ иллюзии у меня были недолго. Когда в это дело встрял Назырбаев, а потом и остальные геноссе набежали и «разрыхлили» структуру объединения, до меня дошло, что вся СНГ-овщина – это только институт для тихого (невоенного) развода. Так и оказалось. Но сначала иллюзии были, неделю-другую я радовался.
Ещё немножко об этой дате. Шушкевич (тогдашний главный белорус) уверял недавно, что в Вискулях получилось всё спонтанно, что они не за этим собирались. А как собрались, так вдруг и решили.
Брехня. Натуральная брехня. Допускаю, что сам Шушкевич действительно не знал, зачем они собираются в Беловежской пуще. Не думаю, но допускаю. Допускаю, что и Ельцин мог не знать (точнее, не осознавать на перманентно нетрезвую голову), но те бурбулисы, которые готовили беловежскую встречу – те, конечно, знали.
Шушкевич меня умиляет. Он, якобы, и не причём, а ведь именно он писал ночью «рыбу», из которой родился итоговый документ, ныне куда-то запропастившийся (!как оригиналы фотографий американцев на Луне!). Он писал, пока Ельцин бухал, а Кравчук провозглашал, какой он независимый. Так рассказывали те белорусские бурбулисы, которые при этом присутствовали. Сейчас они не так говорят или вообще ничего не говорят, но тогда так говорили. Может, и врали. Но никаких байденов и нуландов в Вискулях не было! Ни одного! Своими бурбулисами обошлись.
И ещё об этой дате. Если верить Лукашенко, то он был единственным в Верховном Совете, кто воздержался при голосовании по утверждению Беловежских соглашений. В протоколе действительно значится один воздержавшийся. Недруги Лукашенко оспаривают, что это был он. Я, конечно, не знаю, кто прав, но если бы меня спросили, я тогда проголосовал бы «за». Плохо у меня с прогнозами. Но вот сейчас мне интересно, а что бы было (то есть, могло быть), если бы не утвердили? Ведь всё равно было бы то же самое!
Я сейчас, несмотря на неприлично позднее время, свинтуса с картошкой зажарил, бутылку тёмного рома «Баккарди» открыл, позвал дочку 1991 года рождения… чокаться не будем. Помянём.