Ещё в начале 20-го века на территории Белоруссии были целые поселения ушедших от политики. Среди болот были островки твёрдой земли, пробраться к которым можно было только по подводным гатям, которые знали избранные. Непосвящённый не мог пробраться даже зимой: глубокие болота в белорусские зимы не промерзали.
Осушили болота, летают над пущей вертолёты… Негде стало укрыться от политики.
Думаю, однако, что и на этих островках была политика, своя, местная, возможно – не менее лицемерная и жестокая. Возможно.

Вот что меня так впечатлило, что я вспомнил политику.
Вдумайтесь в то, что сказал Макрон (сжатая выдержка):
Пандемия преподнесла уроки.
Есть товары и услуги, которые должны быть выведены из-под управления рынка.
Питание, медицина, здоровье, безопасность, образ жизни - это то, что отдавать в третьи руки – безумие. Мы должны заново взять над ними контроль.
Выстроить Францию и Европу суверенными, взять управление своей судьбой в свои руки.
Макрон сказал. Капиталист. Защитник капитализма.
Нынешний либеральный всеобщий рынок на Земле, где продаются товары, услуги, люди, совесть, страны, слава, мораль, природа, мечты, наркотики, политики, журналисты, история, память – представляется мне болотом, кишащим живностью. Принято болотом называть застой, покой. Нет! Болото – источник жизни. Из болот каменноугольного периода выползли животины, которые в процессе эволюции развились в Трампа, Макрона, Зюганова и Филю Киркорова. Это кишащее хищниками и паразитами болото захватило весь мир, и миру некуда от него деться. Понимают это и апологеты «рынка». Например, очень хорошо это понимает и хорошо описал Харари. Но он не видит выхода. А вот капиталист Макрон предложил этот выход найти.
Но как заставить «рыночника» действовать в интересах Земли? Возможно ли это без диктатуры? Уповать на всеобщую совесть? «Совесть» стала, по-моему, неприличным словом, которое впору писать потихоньку на заборах.
Думаю, диктатура. Диктатор, даже неумный, может принять невыгодное для себя решение, капиталист – не может.
Диктатуры различаются по отношению к собственности. Диктатура с государственной собственностью – социализм, диктатура с частной собственностью – фашизм. Это – два относительно твёрдых берега рыночного либерального болота. Какой берег выберут лягушки, трепыхающиеся в болоте? Скоро узнаем.