Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

Весёлому Звездочёту

Небо раньше было выше (или я был ниже?), трава зеленее (истинно зеленее была!), а Живой Журнал милее (хоть его и не было).

Но если не очень давно, то ЖЖ был милее, а френдов в ЖЖ у меня было мало-мало (их и сейчас мало, но я думаю, кого бы оттуда вычеркнуть, а то, в самом деле, не успеваю всю френд-ленту читать) и читал я внимательно всё, что мои френды пишут, независимо от того, считал я этих френдов друзьями или нет. И тогда часто писал я пост как развёрнутый ответ на пост во френд-ленте или на комментарий к моему посту. Давно я так уже не делал, и напрасно.

Форма диалога с воображаемым собеседником для донесения своих идей использовалась в античности, а потом и в Средние века очень широко, в основном в научной литературе. Собеседник нужен был для того, чтобы обосновать, почему вообще автор рассказывает об этом вопросе и почему в такой последовательности. В беллетристике это потом вылилось в жанр «роман в письмах». А сейчас и собеседника можно реального выбрать.

Риторику у нас в школе сейчас не проходят. Но где-то наверняка проходят. Потому как демагог – очень развитая сейчас профессия. Значит, должны быть где-то и учебники, тем более, что раньше они были. В старом то ли учебнике риторики, то ли пособии для ораторов (был у меня такой с ятем и ижицей, но без обложки, поэтому года издания и назначения не знаю) прочитал я рекомендацию во время лекции или доклада выбирать какого-либо одного слушателя и говорить, как будто для него одного, и внимательно следить при этом за его лицом. И тогда, мол, у вас будет связное изложение.
---

Настала пора спросить: а причём здесь Весёлый Звездочёт, и вообще, кто это такой?
Это – один из прифрендившихся аккаунтов, который постоянно меня читает, а сам ничего не пишет. Вот я хочу вдохновить его (есть более выразительное белорусское слово «натхнiць») на то, что самому писать – может быть полезно для других. Два примера приведу.

1. В романе «Путь в Сатурн» немцы засылают агентов в Москву. Один агент оказался совершенно непригоден ни для шпионажа, ни для диверсии. Чтобы как-то отчитаться перед хозяевами, он в донесениях пишет разную чепуху: где и за чем стоят очереди, сколько стоит входной билет в музей, какие идут фильмы и др. И эта «чепуха» оказывается очень ценной при подготовке к засылке следующих агентов.

2. Толстой был большой мастер психологии. А что ела Анна Каренина на завтрак? А Каренин? А её служанка? А по какому принципу она эту служанку выбрала и сколько у неё вообще было служанок и сколько комнат? Как отапливались комнаты? Не найдёте вы этого у Толстого. Это для него было не важно. Но если для меня это интересно?
А у Мельникова-Печёрского всё это подробно есть. Вот насчёт психологии у него хуже. Например, я не понял, был ли увлечён главный антигерой романа «В лесах» своей женой хотя бы сначала, или он с самого начала имел только корыстные цели. Но для изучения деталей быта его книга очень хороша.

3. Обещал два примера, но расскажу ещё случай из жизни. В 1969 году вычислительный центр Академии наук посетил известный английский учёный-кибернетик. Перед его визитом наши учёные гадали, какие вопросы он задаст (я был совсем молодой специалист, но меня привлекли из-за английского языка). Мой умный и ехидный шеф (я писал о нём неоднократно) сказал, что гость попросит нас показать тележку, на которой мы возим магнитные ленты из хранилища в машинный зал. Смысл вопроса был в том, что если работа идёт интенсивно, то лент много, менять их надо часто, значит, операторам в руках носить их будет трудно. И шеф угадал! Но англичанин спросил мягче: он просто попросил нас показать ему наш архив. Ему показали холодильник, где лежали 2 (две!) магнитные ленты. Англичанин сказал «Спасибо» и больше ничего не сказал. Объём работ нашего центра, уровень механизации научных расчётов – стал ему ясен. [Через два года нам такие тележки понадобились, и в работе одновременно были задействованы две-три].
К чему это я? К важности мелких деталей. По мелким деталям специалист может понять многое, что вам самому неясно.

Есть ещё один очень важный момент. По себе знаю, что многие вещи становятся ясны  (можно сказать мягче: «становятся яснее»), когда пытаешься объяснить их другим. Для того, чтобы о них рассказать, приходится составлять и формулировать фразы.
Пишите – и вы лучше будете знать то, о чём вы пишете.

Шероховатости в извилинах

Возможно, многие блогеры скорчат кривую презрительную недоумевающую мину, когда прочитают здесь, что мне очень неприятно читать  плохой и неграмотный русский язык. К моим друзьям и френдам это не относится, я никогда не записываюсь во френды к тем, кто безграмотно или грязно пишет. Хотя встречаются иногда ошибки в русском языке и у моих френдов.

Но и у меня есть в мозгу в извилинах несколько неудобиц, о которые я всегда спотыкаюсь. Наверное, все они искусственного происхождения, и иногда это происхождение мне известно.

В школе наша русалка после каждого диктанта диктовала нам ещё слова, по её мнению трудные, которые надо было запомнить. И почти всегда она подряд называла слова «будущий, следующий». И в результате добилась того, что я всегда автоматически пишу «будующий», а потом возвращаюсь и исправляю. Сколько лет прошло, а вбилось так в голову, так и пишу. Есть у меня и другие постоянные ошибки, но эта – самая устойчивая.

Такой же постоянный затык есть у меня в белорусском языке. Я всё время путаю, когда надо писать «табе», а когда «цябе». (Среди моих читателей есть белорусы - они поймут).

Был у меня затык и в английском. Всё время я забывал значение слова imply. Только тогда перестал забывать, когда поставил ему в соответствие слово «имплементация». До этого его отражением было слово «импликация», и я всё время путался. Почему я не мог запомнить само imply? Английский мне не родной язык, думаю я по-русски, а иностранные слова обычно запоминаю через латынь. Латынь – это уже от моей собственной, уже неисправимой ошибки. В пятом классе я сунулся в кружок эсперанто. Разочаровался я быстро, но решил почему-то изучить латынь. Из этого тоже ничего не вышло, потому что я пользовался учебником для медицинских факультетов. Не вышло-то не вышло, а в голове латинские слова путаются.

Ещё очень интересный тип ошибок в русском языке у меня бывает из-за моего былого увлечения фонической слоговой стенографией. В этой системе глухие и звонкие согласные пишутся одинаково, но звонкие пишутся с нажимом. А гласная в слоге указывается тем, на какой высоте (на какой линейке) значок ставится. Когда появились шариковые ручки, понятие «с нажимом» стало проблематичным. Я выходил из положения тем, что значки глухих согласных переворачивал. И вот теперь, когда пишу по-русски, постоянно у меня проскальзывают слова типа «вилосовский». Срабатывает обратный перевод.
Поэтому, в частности, я никогда не пишу в блог напрямую, всегда готовлю файл и прочитываю его перед тем, как сунуть в журнал.
======
Конечно, это мелочи. Но знаете, задравшийся ноготь тоже мелочь, а мешает.

Зелёненький виноград

Старый Новый год хорошо бы и встречать по старым традициям. А по старым традициям начало суток исчислялось не в полночь, а в полдень. То есть, Новый год по-юлиански только совсем недавно, вот-вот прямо сейчас наступил.
DSCN4446
Но есть уже давняя традиция, чтобы и Старый Новый год тоже встречать в полночь. Более того, поскольку сегодня рабочий день, так мы вчера полночи не ждали, а сели за стол сразу после 20-ти, как только пришла с работы младшая дочка – участковый педиатр. Приём у неё был вчера до 20-ти, и очереди после приёма не было – должно быть не только у нас ждали Новый год.

И вот после того, как собравшаяся за столом публика посочувствовала нашему взмыленному молодому педиатру, подруга и бывшая сотрудница моей жены выдала классическую зелёновиноградную лицемерщину: «Ах, как хорошо, что мой Мефодий решил не идти в медицинский! Какая тяжёлая работа!». Тут моя дочка подавилась ликёром и пошла откашливаться на кухню. Мне тоже трудно было удержаться от смеха. Мы-то хорошо помним, что её любимый единственный сын Мефодий трижды пытался поступить в медицинский университет и трижды проваливался (точнее, дважды не набирал баллов, достаточных для поступления даже на платной основе, а на третий раз – таки провалился). При этом каждый год Мефодий посещал дорогие курсы подготовки для поступающих и занимался у платных репетиторов.

Уже лет 15 у нас распространено мнение, что без таких курсов поступить в ВУЗ нельзя. Ерунда. Оба наших младших не посещали таких курсов, не занимались с репетиторами, и оба поступили на бюджетные отделения (то есть, бесплатные и даже со стипендией). Дочь моей сотрудницы – тоже. Думаю, что многие из тех, кто нанимал репетитора, могли бы прекрасно без него обойтись. На мой взгляд, сильному абитуриенту репетитор мешает. Знания, приобретённые самостоятельно, стоят значительно выше, так как это – знания навсегда. Слабому абитуриенту репетитор, конечно, поможет. А только надо ли поступать в ВУЗ слабому абитуриенту?

====
Сегодня в Минске начали демонтировать большие ёлки. Две из них видны из окна нашей конторы. У той, что стоит у Горисполкома, сняли верхушку и на этом на сегодня закончили. Неярко прошёл у нас в этом году Новый год, невесело, песен во дворе не пели, ракет запускали меньше и петардами меньше бухали. Но все формальности были соблюдены: и с иллюминацией, и с ёлками. Ёлки у нас в городе, как правило, стоят до Старого Нового года.

Из нашего подъезда (45 квартир) не выкинули ещё ни одной ёлки. Последние лет пять из нашего подъезда выкидывали в среднем по 9 ёлок. Может, их и не ставили? Мы свою пока не убираем, потому что она не осыпается: стоит в воде. Может и других так? Или все перешли на искусственные, а я – опять ретроград?

Искусственная ёлка – ресурс невозобновляемый, делается из газа, который  мы закупаем за валюту. Настоящая ёлка вырастет новая. Если кому их жалко – заглянул бы к нам в пущу, да посмотрел, как они у нас растут. Ёлок там можно нарезать на всю Европу, а лесу от прореживания только лучше будет.
Nikon 3515

Развилка жизни

Сегодня у моей дочки распределение, развилка. Дороги от этой развилки идут в одном направлении, но они разные. Что же ей грозит (или светит)?
- место участкового педиатра,
- место узкого специалиста в поликлинике (невролог, узист, рентгенолог),
- место врача скорой помощи.
Для тех, кто идёт в начале списка ещё есть места узких специалистов в стационаре. Дочка хочет в участковые терапевты, а как получится – узнаем после обеда.
----------------------------
В связи с этим вспомнил своё распределение много лет назад при глубоком социализме.
Предварительное распределение прошло спокойно и полюбовно. Тем, кто был недоволен намеченным местом, декан доходчиво и убедительно объяснил, что надо было учиться лучше. Пожелания почти что всех были учтены, и мы спокойно явились на окончательное распределение. Но на распределение явился и ректор и пожелал показать и студентам, и преподавателям, и декану, кто в ВУЗе хозяин, кто самый умный и самый знающий. Говорят, он был великий учёный. Судить не берусь, не моя специальность, но самодур он был великий, это точно.

Возможно, всё прошло бы спокойно, но ректор завёлся с самого первого выпускника.
Первым шёл студент с баллом 5,00. Но на него не было заявок ни от какой кафедры, ни от какого НИИ, не собирался он и в аспирантуру. Парень хорошо учился, отлично сдавал экзамены, но не собирался заниматься наукой. Он хотел распределиться в школу своей деревни и учить детей, развести сад, огород, своих детей, у него и свадьба была уже объявлена.

Ой, как возмутился ректор, как он стал орать на заведующих кафедрами и на декана: «Как вы могли не заметить самого сильного ученика! Почему вы его не привлекли к научной работе?! Пишите: распределение в аспирантуру!». Но в какую? Зав. кафедрами стали перепихивать его друг другу: у них ведь под их места были уже намечены другие студенты. А сам выпускник молчал. Он и в ВУЗе все пять лет молчал, учился и сдавал экзамены.

Длилось это долго. Мне не слышны были крики ректора: запускали по два человека, а двери в кабинете были двойные. Пересказали нам это потом представители заказчиков, которые там сидели. Мы под дверью очень долго ждали. Потом выполз оттуда наш первый выпускник, очень бледный, и тихо сказал: «Все мечты рухнули. Аспирантура».

В общем, ректор завёлся и пошёл сам распределять всех кого куда захочет, не обращая внимания на заказчиков, декана, зав. кафедрами.
Я шёл в середине второго десятка. Заявка на меня была из академического НИИ. Что ректору могло не понравиться? Фамилия? Отчество? Место рождения? Внешность?
Он уставился на меня рыбьими глазами и изрёк:

- Откуда ваши родители?
- Отец из Витебска (на самом деле отец из Пскова, но кончал школу в Суроже Витебской области), мать из Москвы.
- Как же они встретились?
- В Иркутске на стройке.
- А как же они в Минск приехали?

Я не успел ответить «Поездом». Я только открыл рот, но тут заместитель директора НИИ, куда я собрался идти, известный академик, внешне похожий на рождественского деда, академик в третьем поколении, перебравшийся к нам из Ленинграда, тронул ректора за рукав и сказал спокойно:

- Такойто Такойтович, это – наш человек.
- Но он идёт в лабораторию, где нет математиков!
- Такойто Такойтович, вот он и будет в этой лаборатории математиком.

Ректор ничего не сказал, молча подписал направление, сунул его секретарю и не откликнулся на моё «До свидания».
Вот так я отделался. Хороший у нас в НИИ был академик зам. директора. Всех, распределённых в наш НИИ он вывел из-под удара ректора. Мы потом долго работали вместе.

Всего ректор из 214 выпускников переделал направления более, чем для 40, но существенно пострадали трое. «Всего» трое? А хотя бы и всего один. Ведь ректор направил жизнь этих людей по другой дороге. Даже, если этот путь оказался лучше, тот, кого насильно на него направили, никогда об этом не узнает и будет обижен на такое вмешательство.
---------------
P.S. Распределение у дочки прошло. Досталось место участкового педиатра в ближайшей детской поликлинике. На работу можно будет ходить пешком и в обход больных - тоже. Получка у меня завтра. Сегодня же тех денег, что у меня с собой, хватит или на коробку молдавского каберне, или на 100 грамм колумбийского кофе в зёрнах. Сижу, размышляю.

Воспоминание о советской школе

Может быть, для кого-либо будет ново, но в разных республиках СССР школы различались. При единстве требований к выпускникам различались программы предметов. Различались также школьные ритуалы, требования к внешнему виду, правила поведения. Я напишу об одной детали советской школы в БССР в 50-е годы. Была ли тогда эта деталь в других республиках и какую она форму принимала – не знаю.

Я хочу напомнить о «санитарах». В младших классах, начиная с первого (!) в классе назначались санитары. В городских школах в младших классах было тогда по 30-45 учеников, классные комнаты все были примерно одинаковой величины, парты ставились в три ряда. Санитары назначались по одному на ряд. После приёма основной части класса в пионеры (май 2-го класса – ноябрь 3-го) ряд парт становился пионерским звеном и санитара выбирали на собрании звена.

Санитар должен был носить на левой руке белую повязку с красным крестом, а через плечо – белую матерчатую сумочку, тоже с красным крестом. В сумочке должны были быть бинт, вата, йод и какие-то порошки. Но главной обязанностью санитара было не оказывать помощь при травмах, а следить за соблюдением гигиены. У санитара должна была быть тетрадка со списком учеников, в которой он ежедневно отмечал выполнение каждым учеником требований гигиены и внешнего вида. У ученика должны были быть:
- подстрижены ногти,
- чистые руки, уши и шея,
- вычищена обувь,
- носовой платок,
- передник у девочек и белый воротничок у мальчиков.
У нас в классе выбирали в санитары не лучших и не активных, а по очереди в начале каждой новой четверти, но двоечников и явных нерях не выбирали. Сам я был санитаром только один раз одну четверть.

В нашей школе эти требования соблюдали строго, только на содержимое сумки санитара внимания обычно не обращали. Примерно в 1960 аптечки сделали в классах, сумки и повязки упразднили, но должность санитара и обязательное ведение тетрадок в первых четырёх классах остались. Когда санитаров вообще упразднили, я сказать не могу. По-моему, в середине 60-х их уже не было.

Что ещё можно добавить про внешний вид тогдашних учеников? Мальчикам до пятого класса следовало стричься наголо, разрешался только дурацкий чубчик. С пятого класса можно было носить «бокс» или «полубокс», с восьмого – взрослую стрижку. Школьная форма была, но носить её было не обязательно. А вот девочки носили форму с передником до самого последнего класса. Косы заплетать было не обязательно, но носили их тогда почти все. К сожалению, фотографий того времени у меня почти нет. Фотоаппарат тогда был не во всякой семье, у нас, например, не было. Но какие-то фотографии у меня бы всё-таки были, если бы не перестройка. Да, если бы не перестройка.
Могу только предложить залезть сюда http://murryc.livejournal.com/pics/catalog/3574/23613  и посмотреть общее фото 3-го класса в 1957 году.

Две новости, одна – хорошая

Олимпиада, Украина, Валентиниана – это не новости, это фон. А какие же новости?
Во-первых, с шестой попытки мы сплавили нашего чёртика в кошачьем образе. С этим котиком у нас какая-то мистика происходила. За три месяца пять человек нам звонили, договаривались и обещали за ним приехать, а потом куда-то пропадали. Двое позвонили, что уже выехали… Но вот, наконец, шестой приехал, причём приехал в 23.30. Но главное – кота забрал. Котик-то уже не маленький, четыре с половиной месяца. Всё равно хорошенький.
luc
Если кто читает мой дневник постоянно, то решил, наверное, что вторая, нехорошая новость – это то, что последний котик скорее всего останется у нас. Он очень хорошенький, но очень обыкновенный и уже совсем большой. И совсем плохо то, что уже летом мы не сможем его держать вместе с нашими кошками. Кастрировать? Но как же можно принять такое решение, не спросив самого кота? Может он предпочтёт лучше на помойке поселиться? Только где для него помойку взять? Нету помоек в Малиновке…

Вторая новость совсем из другой оперы, и новость эта не плохая, а тревожная.

Дочка моя заканчивает педиатрический факультет, через неделю распределение, пришли списки заявок. Заявок на место участкового педиатра – существенно меньше, чем выпускников факультета. Остальных берёт «Скорая помощь». Беспокоится моя дочка ужасно.
Мне самому странно и непонятно, как выпускника можно ставить врачом скорой помощи. Врача скорой помощи вызывают в тяжёлых случаях, и требуется от него мгновенно ставить диагноз и быстро оказать первую помощь. Для этого надо иметь и опыт, и навыки оказания помощи. Хотя бы, например, ввести иглу в вену двухмесячному ребёнку. Посоветоваться врачу скорой помощи не с кем, помощи получить неоткуда, а большинство случаев требуют немедленного вмешательства. А ещё на аварии тоже вызывают… В общем, не для выпускников это место, однако…

Дочка моя по среднему баллу в первой четверти. Но перед распределением добавили студентам баллы за общественную активность, и она сразу оказалась в самой середине. Боится теперь, очень боится попасть в «Скорую помощь». Знания у неё есть, а навыков нет, опыта нет, а ошибка врача скорой помощи – это трагический результат.
Вот какая тревожная новость.

В этой новости меня беспокоит другое. Дочка моя – не худшая из выпускников. Скорее всего, место участкового врача ей достанется. А кто пойдёт в «Скорую помощь»? Самые худшие?

Смена терминологии

Мой ЖЖ - дневник, следовательно, в нём упоминаются те, кто меня окружает. Время от времени там упоминался раньше аспирант. Иногда я ещё называл его своим сыном, добавляя иногда уточнение "младший".
Так вот, теперь слово "аспирант" будет обозначать какого-то другого аспиранта, а для идентификации младшего сына я буду употреблять слово "ассистент". С сегодняшнего дня.
Некоторый юмор (обычный в жизни) в том, что студентом он был по специальности "трамваи/троллейбусы", аспирантом по кафедре "тракторы", а ассистентом будет работать на кафедре "автомобили". Немножко смешно.
Смешно, конечно, ещё то, что для того, чтобы это событие отметить, я сейчас бегу за тортом, и торт этот будет как раз для самого ассистента, потому что он у меня непьющий. Бывает же... Для остальных, естественно, надо будет прихватить чачу и мускат.

К вопросу будущего поста "Анти-nadovsem"

Жил-был Карл Евгений Дюринг, профессор механики, который увлекался философией. Наверное, достойный был человек. Дожил он до 1921 года. Очень хотелось бы узнать, что он думал по поводу Социалистической революции. Возможно, ещё узнаю. А по какому случаю я про него вспомнил, потом будет ясно.

В 11-м классе на уроках обществоведения (была у нас такая дисциплина) изучали мы «Анти-Дюринг». Спросил я у нашей учительницы, а кто такой Дюринг и почему так прицепился к нему Энгельс и почему Энгельс стал его критиковать вместо того, чтобы взять, да и написать свою собственную картину мира. Чем таким Дюринг это заслужил, может, у него была хорошая теория? Или наоборот – особенно вредная?

Ответила мне учительница точно по учебнику философии, который я читал потом в ВУЗе. Что Дюринг, мол, путаник и эклектик, но он хорошо владел дидактикой, и труд его методически был хорошо выполнен, а потому когда Энгельс последовательно его раскритиковал, у Энгельса тоже получился хороший методический труд по философии, вот этот труд мы и изучаем (а изучали-то только избранные его места). Не сказала она мне, что идею назвать книгу «Анти-Дюринг» Энгельс заимствовал у Юлия Цезаря (у того был труд «Анти-Катон»).

Стал я разбираться в этих избранных кусочках «Анти-Дюринга», и цитаты Дюринга мне показались лучше, чем рассуждения Энгельса. Тогда я вместо выбранных кусков из хрестоматии прочитал полностью «Анти-Дюринг» (хотел прочитать самого Дюринга, но тогда не достал) и в этом удостоверился и убедился. И повторно обратился к учительнице со своим недоумением.

Ответ учительницы был восхитителен. Тогда он мне удивительным не показался, но сейчас я им восхищаюсь. Да, сказала она мне, картина социализма, нарисованная Дюрингом, оказалась ближе к истине. Но прав Энгельс, а не Дюринг! То есть, он был прав тогда, когда писал, а сейчас обстановка изменилась, и оказалось, что модель Дюринга ей больше соответствует.

Но не оценил я тогда такой логики и стал приставать с другим вопросом: почему в учебнике написано, что у Дюринга бесконечность «дурная»? У Энгельса ведь такая же: у обоих – счётные множества одной мощности, а бесконечность – это уж должен быть по крайней мере континуум. И вообще, оба этих хлопца говорят о безграничности вселенной, а вовсе не о бесконечности. Тут уж она меня не поняла, но ругаться не стала и замяла мои вопросы.

Так и остался я с непонятыми философскими вопросами, но уяснил одну важную вещь: хорошо, когда кто-то до тебя уже классифицировал и описал предмет, тогда, исходя из этого описания, можно получить толковую статью.

И вот я подхожу к тому, что хотел сказать всем этим постом. Я вчера перепечатал пост о Белоруссии. Взял я его у Нордского, не заметив, что это перепечатка блогера с весьма претензионным ником nadovsem. Пост мне понравился, но захотелось многое подправить. Я сам давно хочу написать такой обзорный пост, но не получается: большая это задача и сложная. Чужой обзор править легче. Так что будет у меня Анти-nadovsem. Я хотел его сюда же и  сунуть, но, во-первых, ещё не сделал, а во-вторых, объяснение получилось такое длинное, что на содержание места не остаётся. Одно только очень важное замечание хочу сделать: Минск – это не вся Белоруссия. Ой, не вся…

Теория невероятности

Холодно, ветер, но в целом погода хорошая. Гулять бы и гулять, но я вместо этого решил подзуйхикать у домашней компухи. Устал потому что. Тяжёлая была неделя, март кончается (кто не понял - так поясняю, что квартал кончается: квартальная горячка, квартальные отчёты и т. п.), а Солнца настоящего так давно не было, и Звёзды светят тускло и лениво...

Но на базар я сегодня, однако, ходил. Купил свинского мяса, капусты  и два мешка картошки. Сейчас, во время Великого поста, особенно нужно калорийное питание. Это по технологии российской жизни 10 - 19 века во время Великого поста отсиживались дома между зимней рубкой леса с извозом и посевной, и можно было обойтись без мяса, а сейчас наоборот - в это-то время и надо хорошо питаться. Открою ещё сегодня все банки: яблочный сок, облепиховую полуминутку, маринованные кабачки, лечо...

Так вот, дзуйхицу. Пока ходил на базар, я размышлял о вероятностях и невероятностях. Начну с конца.
Теория вероятности - единственный раздел математики, который мне понадобился в работе в полной мере, шире, чем мы его изучали в ВУЗе. Ещё понадобилась математическая статистика, которую мы изучали совсем мало. Классическую теорию вероятности мы изучали широко. Читал её нам членкор, очень хороший специалист, очень хороший человек (мы с ним потом в НИИ работали на одном этаже несколько лет), но читал он плохо и спрашивал излишне мягко. Так что я имел возможность этот курс не знать, но с одним однокурсником (очень способным, но очень ленивым) мы увлеклись дурной идеей: построить теорию невероятности, чем и занимались на лекциях милого членкора. Ввели понятие "невероятность события" и стали строить все теоремы теории вероятности исходя из понятия невероятности. Работу эту мы не закончили, но теорию вероятности я освоил хорошо. Вот такие хиханьки.

Перед тем, как вспомнить эти наши упражнения, вспомнил я нашего майора, который вёл у нас огневую и строевую подготовку. Вспомнил, как он говорил: "Стрельба - дело такое, если что может случиться - так случится непременно. Вот когда валят на вас немцы сплошным строем (сам майор воевал всю войну, начав рядовым в 41-м 18-ти лет), так непременно промахнётесь, а вот если на всём полигоне одна баба бруснику собирает, и не видно её совсем, и стреляете в другую сторону, так первым же выстрелом непременно ей попадёте между глаз". Подтверждение этому постулату майора я имел в жизни неоднократно. Самый первый раз - когда мы в 5-м классе осваивали сверлильный станок. Учитель затягивал ключом патрон, когда один идиот-одноклассник включил станок. Мы все стояли вокруг станка сплошной стеной, и только со стороны окна оставили небольшой просвет (для света). Когда станок включился, ключ вырвался из рук учителя, пулей пролетел именно в этот просвет и пробил насквозь оба стекла. Вот такие хаханьки.

А началось размышление с воспоминания о грустном, но давнем событии. Это как раз о вероятности/невероятности. В ВУЗе в группе у нас было 25 человек, из них у троих фамилии на "З". В других группах таких вообще не было, а у нас трое. И вот, через 15 лет по окончании ВУЗа все трое на "З" умерли в течение одного месяца. Каково? Вот тебе и вероятность/невероятность. Причины у всех были разные, но все трое - умерли почти одновременно.
А вспомнил я об этом потому что проходил мимо гаражного кооператива, где один из тех, на "З" держал машину. Вот такие ассоциации, вот такие дзуйхицу.

Воспоминание №189

Номер воспоминания я получил просто. Подвёл курсор к тегу «воспоминание», там и загорелось число записей с этим тегом в моём журнале. Отсюда и число 189.

А к воспоминанию именно этому подтолкнул меня утренний автобус. Толкучка в нём сегодня была такова, что почти всю дорогу ехал я, не держась ни за какие поручни, и ногами не переступил при этом ни разу. Не повернуться было, да ещё носом я тыкался в чей-то лисий воротник, пропахший жутко вонючим куревом. А вспомнил я совсем другое, имеющее общее с этой поездкой только то, что тоже стоял я всю дорогу, не шевелясь и не переступая ногами.

Тогда я учился в последнем классе, и была у меня вторая любовь. Ехать к ней надо было на трамвае шесть остановок с тремя крутыми поворотами. Каждый раз, заходя в трамвай, я загадывал, что если проеду всю дорогу ни за что не держась и не переступив ни разу ногами, то у меня с этой любовью всё будет хорошо. Через некоторое время я здорово научился держать равновесие в трамвае, а вот хорошего ничего у меня с моей любовью не получилось.

Но наверное хорошо, что ничего не получилось. Здорово бы я намучался, если бы получилось, а возможно, попал бы под влияние её и её родственников и был бы совсем другим человеком – рациональным таким рыночником. По её понятиям она, наверное, процветает: живёт в Бельгии, имеет одну дочь и прочие формальные признаки зажиточности.

А тогда, но уже не в последнем классе, а в конце первого курса – она поступила в Институт иностранных языков, а я на матфак – тогда она меня удивила своей рациональностью, хотя и не очень, так как с её семьёй я был знаком, а кокосы, как известно, падают недалеко от пальмы, если только не упадут в море и их не унесёт большое пассатное течение.
На роль такого течения я, знать, не подошёл. Мне она заявила: «Ты наверняка будешь учёным и наверное будешь  со временем академиком. Но ты представляешь, сколько мне тогда будет лет? Тебе до защиты диссертации в лучшем случае лет восемь, а как ты представляешь нашу жизнь до этого времени?». И сказала это она мне просто так, без повода с моей стороны. С её стороны повод, конечно был, только я его не знал. Я удивился и сказал, что не вижу необходимости сейчас менять жизнь, а если так уж ей захочется, то жить собираюсь обыкновенно, как все вокруг живут. Тут она заявила, что тратить зря молодость и упускать время для строительства дальнейшей жизни (так и сказала, в таких выражениях) и тратить время на встречи со мной она не намерена, как бы не было ей интересно.
Самое интересное, что я не особенно огорчился: студенческая жизнь на первых курсах изрядно захватила меня новизной, а я тогда ещё внештатным корреспондентом в городскую газету устроился, тоже интересно было. В общем, встречаться мы перестали, но скучно мне не было. А следующая любовь у меня была не скоро, только на последнем курсе.

А девушка? Про неё я узнал много позже, лет через 25. Она, оказывается, в тот же год вышла замуж за выпускника школы КГБ. С ним она сейчас или нет – право не знаю. Разыскала меня зачем-то её дочка. Её мама меня, оказывается, часто меня вспоминала и много про меня рассказывала, и ей захотелось со мной познакомиться. Что именно она могла рассказывать – понятия не имею, наверное, придумывала или книги пересказывала, нам ведь вспомнить было почти нечего. Любопытно было бы распросить её дочку, да не захотелось…
.
Почему-то в Европе королевой цветов считают розу. По моим понятиям самого красивого цветка нет, как нет самой красивой женщины, и у меня есть много фото разных цветов. Но раз мои евро-френды считают лучшей розу – пусть будет роза. Вот вам моя роза на фоне моей цилиндроопунции.
rosa